Лыжные гонки: основные правила. Лыжные гонки: Регламент и правила Правила соревнований по лыжным

Классический стиль Техника попеременных и одновременных ходов, подъем «ёлочка» без скользящей фазы, техника спусков и поворотов. Коньковые ходы не допускаются. Техника поворота включает в себя шаги и толчки (отталкивания) для изменения направления. Выполнение поворота с коньковым отталкиванием запрещено как при наличии прорезанной лыжни, так и без нее. Это же правило применимо к спортсменам, идущим на повороте без прорезанной лыжни.

Разметка трассы Маркировка трассы должна быть такой, чтобы у спортсмена не возникало сомнения, куда двигаться дальше Километровые отметки должны отображать общую дистанцию, пройденную по трассе Развилки и пересечения на трассе должны быть четко размечены, а неиспользуемые части трассы должны быть отгорожены

информация Рядом со стадионом должно быть расположено табло, показывающее температуру снега и воздуха. Эти температуры должны отображаться за 2 ч перед стартом, за час перед стартом, за полчаса перед стартом, во время старта, через полчаса после старта и через час после старта Температурные измерения должны проводиться на территории стадиона и в местах трассы, где могут ожидаться предельные температуры (низкие точки, высокие точки, ветреные, тенистые или солнечные места) Табло должны использоваться для отображения промежуточных и неофициальных результатов

Участники Оргкомитет должен получить полный и окончательный список участников соревнования не позднее, чем за 24 ч до начала первой жеребьевки Запрещено заявлять одного спортсмена более чем на одно соревнование в течение дня Распределение участников соревнований по группам не может меняться во время жеребьевки Стартовые номера внутри каждой группы определяются методом жеребьевки Все участники соревнований должны быть застрахованы от несчастных случаев

Запасные и опоздавшие участники В соревнованиях 2 -й и 3 -й категорий замена возможна не позднее чем за 2 ч до старта. Стартовая позиция спортсмена после замены определяется в гонке с общим стартом в конце стартового списка всех участников, для раздельного старта - определяется жюри. При этом спортсмен надевает стартовый номер того, кого он заменяет. Жюри может дать разрешение стартовать опоздавшему участнику при наличии уважительной причины. Стартовое время участников, допущенных к старту, не может быть установлено с каким-либо преимуществом перед другими участниками. Если стартуют два или более опоздавших участника, их номера определяются жеребьевкой

Жеребьевка Жеребьевка может проводиться ручным и компьютерным способом Жеребьевка ручным способом проводится по группам с использованием карточек участников, методом случайного выбора Жеребьевка с помощью компьютера может применяться при наличии специальной программы Правильность проведения жеребьевки с помощью компьютера должна контролироваться членом жюри Компьютерный метод требует, чтобы имена спортсменов и группы старта были внесены в компьютер заранее

Раздельный старт Раздельный старт (обычно интервал в 30 с.), ТД может одобрить использование более коротких или более длинных интервалов для создания наиболее справедливых условий для всех участников соревнований Стартер дает предупреждение: «Внимание» за 10 с до старта. За 5 с до старта он начинает обратный отсчет: « 5 -4 -3 -2 -1» , за которым следует стартовый сигнал «Марш» . Если используются электронные средства отсчета времени, одновременно со стартовой командой звучит электронный сигнал. Стартовые часы должны быть расположены таким образом, чтобы спортсмен мог их четко видеть Спортсмен должен расположить ступни до стартовой линии и оставаться неподвижным до получения стартовой команды. Палки должны стоять неподвижно перед стартовой линией и/или перед стартовыми воротами

Нарушение времени старта Если время фиксируется вручную, спортсмен, который стартовал преждевременно, должен быть возвращен назад, чтобы еще раз стартовать со стартовой линии. В этом случае его стартовым временем считается время, указанное в стартовом протоколе Если время фиксируется с помощью электронных средств, спортсмен может стартовать в любое время в течение 3 с до стартового сигнала и 3 с после него. Если он стартует раньше, чем за 3 с до старта, это считается фальстартом. В этом случае спортсмен возвращается назад, после чего он должен пересечь продолжение стартовой линии, располагающейся вне электронных стартовых ворот. Если спортсмен стартует позже, чем через 3 с после стартового сигнала, засчитывается время из стартового протокола Спортсмен, затянувший свой старт, не должен пересекаться по времени с другими спортсменами Если жюри посчитает, что задержка старта вызвана форс мажорными обстоятельствами, может пойти в зачет фактическое стартовое время при использовании как ручного, так и электронного отсчета времени

Общий старт Масс-старт организуется с использованием угловой стартовой линии (в виде стрелы). Это означает, что спортсмен с 1 -м стартовым номером находится в самой выгодной стартовой позиции, за ним следует спортсмен под номером 2 и т. д. Все участники располагаются на определенном расстоянии друг от друга. Первый номер находится на средней позиции, четные номера – справа, а нечетные – слева. Нумерация лыжни располагается справа или посередине. Стартовые процедуры для общего старта начинаются за две минуты до стартового сигнала. Последняя инструкция приглашает спортсменов занять свои позиции на старте и объявляется «одна минута до старта» . Следующая команда - « 30 секунд до старта» . Когда все спортсмены остаются неподвижными и на своих позициях, следует стартовая команда, выстрел или сигнал Стартер должен занять такую позицию, чтобы все стартующие хорошо слышали стартовый сигнал, но не могли видеть стартера В случае фальстарта помощник стартера, стоящий в 100 м после стартовой линии, реагирует на сигнал стартера, преграждая путь спортсменам, после чего стартер готовит новый старт

ЭСТАФЕТА Должна применяться процедура масс-старта На соревнованиях 1 – й категории стартовый порядок определяется на основании мест занятых на предыдущих соревнованиях 1 – й категории аналогичного статуса. Для тех команд, которые не имеют результатов в указанных соревнованиях, проводится жеребьевка. Зона передачи эстафеты представляет собой прямоугольник достаточной длины (около 30 м), достаточно широкий, хорошо размеченный, огражденный, размещенный на плоской поверхности или поверхности с маленьким подъемом, расположенный рядом со стартом и финишем На разных этапах эстафеты следует использовать стартовые номера различных цветов: 1 -й этап - красный; 2 -й этап - зеленый; 3 -й этап - желтый, 4 -й этап - синий Подача заявки главному секретарю не позднее, чем за 2 ч до старта представляется список спортсменов с их стартовым порядком (по этапам), который потом не может быть изменен. После этого времени можно производить замену только в случае форс-мажорных обстоятельств

Передача эстафеты Осуществляется касанием ладонью любой части тела стартующего спортсмена своей команды, в то время как оба спортсмена находятся в зоне передачи эстафеты. В случае нарушения правил передачи эстафеты оба спортсмена возвращаются в зону, где должна произойти правильная передача, и только после этого стартующий спортсмен продолжает эстафету. Стартующий спортсмен может входить в зону передачи только тогда, когда его вызовут. Подталкивание стартующего в любой форме запрещается

Типы протестов Против допуска соревнующихся или их снаряжения до жеребьевки Против трассы или ее состояния - не позднее 15 мин после окончания официальной тренировки Против другого участника соревнований или официального лица во время соревнования - в течение 15 мин после того как финиширует последний спортсмен Против подсчета результатов - в течение 15 минут после публикации неофициального протокола результатов Против решений жюри - в течение 15 мин после публикации неофициального протокола результатов

Технология протеста Место подачи - в месте, указанном на официальной доске объявлений или на собрании представителей команд Форма протестов – письменная, с детальным обоснованием. Должны быть приведены доказательства, а также любые показания Протест разрешается подавать только: от имени регионального отделения ФЛГР или представителя команды

Рассмотрение протеста Жюри собирается для рассмотрения протестов в определенном месте и в определенное время, о которых объявляют заранее На голосование по поводу протеста допускаются только члены жюри ТД руководит процессом рассмотрения протеста Должна фиксироваться стенограмма процесса рассмотрения протеста, после чего протокол подписывается всеми голосовавшими членами жюри

Принятие решения Принятие решения требует согласия всех голосующих членов жюри, а не всех присутствующих В случае равного количества голосов голос ТД является определяющим Решение необходимо опубликовать на официальной доске объявлений сразу же с указанием времени Протест может быть снят протестующей стороной до публикации решения жюри. Снятие протеста невозможно, если жюри или член жюри вынесет предварительное решение

Лыжные гонки.

Основные виды и правила соревнований лыжных гонок:

Соревнования с общим стартом (масс - старт)

Гонки преследования (персьют, система Гундерсена)

Эстафеты

Индивидуальный спринт

Командный спринт

Соревнования с раздельным стартом

При раздельном старте спортсмены стартуют с определенным интервалом в определенной последовательности. Как правило, интервал составляет 30 секунд (реже — 15 секунд, 1 минута). Последовательность определяется жеребьевкой или текущим положением спортсменом в рейтинге (сильнейшие стартуют последними). Возможен парный раздельный старт. Итоговый результат спортсмена вычисляется по формуле «финишное время» минус «стартовое время».

Соревнования с масс - стартом

При масс - старте все спортсмены стартуют одновременно. При этом спортсмены с наилучшим рейтингом занимают наиболее выгодные места на старте. Итоговый результат совпадает с финишным временем спортсмена.

Гонки преследования

Гонки преследования (персьют) представляют собой совмещенные соревнования, состоящие из нескольких этапов. При этом стартовое положение спортсменов на всех этапах (кроме первого) определяется по результатам предыдущих этапов. Как правило, в лыжных гонках персьют проходит в два этапа, один из которых спортсмены бегут классическим стилем, а другой — свободным стилем.

Гонки преследования с перерывом проводятся в два дня, реже — с интервалом в несколько часов. Первая гонка проходит, как правило, с раздельным стартом. По ее итоговым результатам определяется отставание от лидера для каждого из участников. Вторая гонка проходит с гандикапом , равным этому отставанию. Победитель первой гонки стартует первым. Итоговый результат гонки преследования совпадает с финишным временем второй гонки.

Гонка преследования без перерыва (дуатлон) начинается с общего старта. После преодоления первой половины дистанции одним стилем спортсмены в специально оборудованной зоне меняют лыжи и сразу преодолевают вторую половину дистанции другим стилем. Итоговый результат гонки преследования без перерыва совпадает с финишным временем спортсмена.

Эстафеты

В эстафетах соревнуются команды, состоящие из четырех спортсменов (реже — трех). Лыжные эстафеты состоят из четырех этапов (реже — трех), из которых 1 и 2 этапы бегут классическим стилем, а 3 и 4 этапы — свободным стилем. Эстафета начинается с масс - старта, при этом наиболее выгодные места на старте определяются жеребьевкой или же их получают команды, занявшие наиболее высокие места на предыдущих аналогичных соревнованиях. Передача эстафеты осуществляется касанием ладони любой части тела стартующего спортсмена своей команды, в то время как оба спортсмена находятся в зоне передачи эстафеты. Итоговый результат эстафетной команды вычисляется по формуле «финишное время последнего члена команды» минус «стартовое время первого члена команды».

Индивидуальный спринт

Соревнования по индивидуальному спринту начинаются с квалификации(пролог), которая организуется в формате раздельного старта. После квалификации отобранные спортсмены соревнуются в финалах спринта, которые проходят в виде забегов разного формата с масс - стартом, масс - старт состоит из четырёх человек (изменяется). Количество спортсменов, отбираемых в финальные забеги, не превышает 30. Сначала проводятся четвертьфиналы, затем полуфиналы и, наконец, финал А. Таблица итоговых результатов индивидуального спринта формируется в таком порядке: результаты финала А, участники полуфиналов, участники четвертьфиналов, не прошедшие квалификацию участники.

Командный спринт

Командный спринт проводится как эстафета с командами, состоящими из двух спортсменов, которые поочередно сменяют друг друга, пробегая 3-6 кругов трассы каждый. При достаточно большом числе заявленных команд проводятся два полуфинала, из которых равное количество лучших команд отбирается в финал. Командный спринт начинается с масс - старта. Итоговый результат командного спринта вычисляется по правилам эстафеты.

Место вида спорта в различных классификациях:

По квалификации Л. П. Матвеева основанной на предмете состязаний и характере двигательной деятельности лыжные гонки относятся к первой из шести групп. Это вид спорта, для которого характерна активная двигательная деятельность с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этом виде зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена.

По форме соревновательных взаимодействий в квалификации Т. Т. Джамгарова в противоборстве противников лыжные гонки относятся к непосредственному условному физическому контакту. По характеру взаимодействия партнеров совместно индивидуальные действия.

В классификации А.Ц. Пуни лыжные гонки занимают первую группу как циклический вид спорта.

По классификации Л.К. Серовой лыжные гонки рекордный вид спорта.

Так же виды спорта можно разделить по характеру их воздействия на связочно-мышечный и костно-суставный аппараты спортсмена, по степени участия тех или иных групп мышц в работе и особенностям спортивной рабочей позы при выполнении специфических физических упражнений избранного вида спорта на три группы: симметричные, асимметричные и смешанные виды спорта. В данном случае лыжные гонки мы отнесем к симметричным видам при занятиях, которыми правая и левая половины тела спортсмена выполняют одновременно или попеременно одни и те же движения или действия. При этом позвоночник спортсмена занимает строго срединное положение, тело спортсмена находится в устойчивом равновесии во фронтальной плоскости. Мышцы туловища, брюшного пресса и конечностей получают равно - мерную физическую нагрузку

Требования к психомоторным и психическим процессам:

В практике физического воспитания и спорта принято различать следующие основные двигательные качества: быстроту, ловкость, силу, гибкость и выносливость. К качествам лыжника можно отнести все, но в большей степени выносливость. Выносливость отражает способность человека выполнять работу определенной интенсивности без снижения ее эффективности в течение длительного времени. В зависимости от условий проявления различают несколько видов выносливости: скоростную (способность поддерживать высокую быстроту движения в течение длительного времени), силовую (длительное поддержание больших физических напряжений), статическую (длительное поддержание определенного мышечного напряжения при отсутствии движения) и другие. Скоростно-силовая выносливость наиболее важна. По другой классификации различают общую и специальную выносливость. Под первой понимается способность длительно выполнять необходимый уровень какой-либо общедоступной работы (ходьба, бег, плавание). Особенно высокий уровень общей выносливости имеют лыжники, велосипедисты, бегуны на длинные дистанции — то есть те спортсмены, тренировки которых сопряжены с длительными нагрузками. Под специальной выносливостью понимается способность человека выполнять определенные специфические движения с высокой интенсивностью в течение длительного времени без снижения самой интенсивности. Так, высокую специальную выносливость имеет любой из высококвалифицированных спортсменов в своем виде деятельности. Между общей и специальной выносливостью прямой зависимости нет, хотя имеющий более высокую общую выносливость при прочих равных условиях отличается и более выраженной специальной выносливостью.

К специализированным ощущениям и восприятиям лыжника - гонщика относятся чувство лыжи и снега, так же нюансы зависят от профиля трассы, погоды, намеченной тактики гонки, складывающейся в течении гонки ситуации.

Смелость, решительность и уверенность в своих силах - важнейшие качества, которые необходимы лыжнику-гонщику при преодоления сложных трасс во время тренировок и соревнований, особенно на спусках, проходимых на высокой скорости с крутыми поворотами. Очень важно проводить воспитание этих качеств как можно с более раннего возраста, с первых лет занятий в школьной секции лыжного спорта. Естественно, при воспитании этих качеств нельзя ограничиться только тренировочными занятиями в секции. Это осуществляется в процессе всех уроков по лыжной подготовке и другим видам спорта.

К характерным тренировочным и соревновательным качествам и трудностям лыжника относятся различные факторы - низкие температуры, сложный рельеф, плохое скольжение, большие по объему и интенсивности нагрузки. Преодоление названных трудностей уже способствует воспитанию волевых качеств. Во время тренировок и соревнований лыжнику необходимо проявить качества, которые во многом решают задачи повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов. Это прежде всего - настойчивость и упорство в преодолении трудностей и в достижении поставленной цели, способность к максимальным напряжениям, смелость и решительность, уверенность в своих силах и др. Настойчивость и упорство в преодолении трудностей и достижении поставленной цели - важная и неотъемлемая часть волевой подготовки. Во время учебно-тренировочных занятий и соревнований юным лыжникам постоянно приходится преодолевать трудности различного характера - объективные и субъективные. Это выполнение большой тренировочной нагрузки, несмотря на нарастающее утомление, передвижение в неблагоприятных условиях погоды и условий скольжения, преодоление чувства страха и неуверенности при сложных спусках на высокой скорости, болезненное переживание своих неудач, неуверенность в своих силах при участии в соревнованиях. В дополнение к другим методам для воспитания волевых качеств широко используется соревновательный метод при выполнении упражнений и различных заданий. С этой целью в тренировочное занятие включаются упражнения, которые требуют максимальной концентрации усилий для достижения поставленной цели. Вместе с тем такие упражнения-задания повышают эмоциональный фон занятия, способствуют выполнению большего объема тренировок при меньшей психологической перегрузке. В тоже время участие в соревнованиях на различные дистанции является одним из самых важных средств развития волевых качеств при борьбе за победу, а в случае неудачи даст мощный толчок для дальнейшей подготовки. Редко встречаются спортсмены, которые не стремятся взять реванш и смиряются с поражением. Для развития волевых качеств необходимо применять упражнения или задания, которые требуют полной мобилизации сил для достижения поставленной цели. Если упражнение и нагрузка (по объему, интенсивности координационной и психологической напряженности) становятся привычными, их влияние на развитие именно волевых качеств значительно снижается.

Основными причинами технических и тактических ошибок является физическая и психологическая усталость, нерациональное распределение сил на трассе, плохая подготовка лыжного инвентаря.

Известно, что перед началом соревнований лыжники находятся в различном эмоциональном состоянии. В настоящее время можно выделить 3 вида предстартового состояния:

Состояние боевой готовности. Оно характеризуется активным стремлением лыжника к борьбе на трассе, уверенностью в своих силах, сосредоточенностью, вниманием и обострением процессов восприятия окружающей обстановки, четким пониманием целей и задач предстоящего соревнования.

Состояние стартовой лихорадки. При наблюдении за лыжником в этом состоянии обращает на себя внимание излишнее волнение перед стартом, рассеянность внимания, чрезмерная суетливость и возбудимость, неадекватно бурная реакция на обычные внешние раздражители и обстановку перед стартом, неустойчивое настроение, нарушение контроля за своими действиями и поступками и т. д.

Состояние стартовой апатии. В этом состоянии лыжник обычно пассивен, вял и безразличен к самим соревнованиям и к конечному результату. У него отсутствует желание стартовать и бороться на дистанции, кроме того, наблюдается плохое настроение.

Степень проявления того или иного стартового состояния может быть различной, большей или меньшей. Вместе с тем сроки их проявления могут быть тоже различны - от нескольких минут до нескольких дней перед стартом. У юношей и девушек стартовое состояние обычно выражено более ярко.

Окружающая обстановка непосредственно в день соревнования и на месте старта (торжественность открытия, красочное оформление старта и финиша, наличие и поведение зрителей и других лыжников и т. п.) оказывает определенное влияние на стартовое состояние. Состояние стартовой лихорадки и стартовой апатии близки по своему отрицательному влиянию на функциональное состояние организма в целом и на отдельные характеристики, в частности, технику передвижения, работоспособность, а также на конечный результат соревнования.

Как правило, положительные результаты дают отвлечение спортсменов от мыслей о предстоящих соревнованиях, занятия по интересам - чтение книг, посещение театров, картинной галереи, просмотр кинофильмов, занятие музыкой и т. п.

Положительное воздействие на регуляцию предстартового состояния может оказать и аутогенная тренировка. Однако приемами аутогенной тренировки лыжники должны овладеть заранее под руководством тренера.

Одним из средств, положительно влияющих на эмоциональное состояние спортсмена перед стартом, является массаж. Проведение массажа допустимо только специалистом, хорошо знающим его влияние. Характер массажа (продолжительность, приемы, интенсивность и т. д.) должны строго соответствовать состоянию лыжника и поставленным задачам, в противном случае массаж может только усугубить состояние и привести к отрицательным результатам.

Произвольная регуляция дыхания может оказать положительное влияние на эмоциональное состояние спортсмена.

Разминка перед стартом может быть использована не только с целью подготовки организма, но и для регулирования предстартового состояния лыжника. Различные по характеру интенсивности и длительности упражнения и передвижение на лыжах, их разнообразные сочетания могут заметно изменить эмоциональное состояние лыжника-гонщика. В том случае, если наблюдается в большей или меньшей степени предстартовая лихорадка, необходимо проводить разминку с меньшей интенсивностью, в виде спокойного, но более длительного передвижения на лыжах. Лучше это сделать в стороне от стартового городка и зрителей, чтобы избежать дополнительного возбуждающего влияния этих факторов. Время разминки зависит от индивидуальных особенностей лыжника и уровня возбуждения. Контроль над состоянием лыжника в данном случае осуществляется по объективным показателям: частоте дыхания и сердечных сокращений. Необходимо учитывать и субъективный фактор - самочувствие спортсмена. В случае стартовой апатии лыжники, наоборот, проводят более интенсивную разминку, выполняя несколько коротких ускорений. Все это повышает возбудимость, повышает настроение и снимает апатию. Разминка перед стартом с учетом эмоционального состояния - дело сугубо индивидуальное и учиться ее проводить лыжники должны в процессе тренировок и перед малоответственными соревнованиями. Для нормализации психического состояния применяются различные психологические методы и приемы, которые подразделяются на оперативные и профилактические. Оперативные методы применяются непосредственно перед выступлением или при ярко выраженных неблагоприятных реакциях за несколько дней до соревнования. Профилактические методы преследуют цель сохранения нервно-психической свежести к моменту соревнований и могут применяться на всех этапах подготовки. Различными приемами рациональной психотерапии, поступающей от тренера или другого лица, являются убеждение, разъяснение, порицание, беседа на отвлеченную тему и др. Используются также приемы саморегуляции. Все эти приемы можно разделить на несколько групп.

Первая направлена на устранение внешних признаков эмоциональной напряженности. Это достигается выработкой у спортсменов сознательного контроля за своим эмоциональным состоянием и внешними признаками его проявления с помощью произвольной задержки выразительных действий, свойственных эмоциональным переживали ям, специальных физических упражнений и их сочетания с дыхательными упражнениями.

Вторая направлена на отвлечение сознания спортсмена от навязчивых мыслей. Это достигается путем концентрации внимания не на исходе соревнования, а на тех технических и тактических приемах, которые спортсмен намерен в нем применить.

Третья охватывает приемы, с помощью которых спортсмен сам воздействует на себя: самоубеждение, самоприказ, самоуспокоение, самообозрение и различные самовнушения.

Способность к максимальным напряжениям является проявлением волевых возможностей лыжников-гонщиков и во многом определяет конечный спортивный результат. Однако не всегда возможности лыжника проявляются в полной мере в обычных условиях тренировки или на малоответственных соревнованиях. Мощным стимулом для проявления максимальных волевых качеств может стать постановка высокой цели, вполне выполнимой при концентрации физических и волевых возможностей. Как правило, это возникает при большой ответственности перед коллективом, в конкретных соревнованиях или когда победа дает возможность спортсмену попасть на крупные соревнования (первенство страны, международные соревнования и т.д.) или в состав сборной команды (области, страны), не говоря уже о победе на крупных международных турнирах, где спортсмены мобилизуют все свои возможности.

Из четырех типов темперамента лыжнику подходит флегматик - более чем спокойный, можно даже сказать, немного медлительный. Флегматики довольно выносливы, поэтому им подходят виды спорта, сопряженные именно с этим качеством. Сформированные навыки и привычки отличаются большой прочностью и консервативностью. Такие спортсмены очень работоспособны и устойчивы к внешним раздражителям, отдают предпочтение спокойным, однообразным упражнениям, склонны к длительной и тщательной отработке техники отдельных упражнений, кропотливой работе по развитию какого - либо качества.

Тренеру совершенно необходимо поддерживать постоянную связь с родителями юных лыжников и с педагогическим коллективом школы, где постоянно учится школьник. Очень важно, чтобы ни один случай нарушения дисциплины не остался незамеченным. Это не значит, что при любом неблаговидном поступке или нарушении дисциплины необходимо сразу применять методы наказания. Здесь очень важен индивидуальный подход к юным лыжникам: кому-то достаточно сделать замечание (отдельно, а может и перед группой); другому может оказаться достаточным только дать понять, что его нарушение замечено; в ряде случаев возможно более серьезное наказание - удаление с занятия или даже исключение из секции. Наказание всегда должно соответствовать степени нарушения дисциплины.

Вместе с тем при воспитании дисциплинированности (как, впрочем, и других моральных и волевых качеств) очень важно глубокое знание учителем-тренером психологических особенностей своих учеников, их склонностей и увлечений успеваемости в учебе, поведении в школе и дома и других качеств. Воспитание всегда требует индивидуального подхода. Однако учитель-тренер должен сам быть образцом дисциплинированности, так как и в этом случае, личный пример играет очень важную роль.

Занятия по лыжному спорту проходят в довольно сложной для преподавателя обстановке (на пересеченной местности, в лесу, поле, горах), при часто меняющихся и не всегда благоприятных метеорологических условиях. К этому добавляются почти постоянное пребывание группы и преподавателя в движении, растянутость группы занимающихся при объяснении упражнений, трудности индивидуализации занятий и т. д. Все это требует от преподавателя общепедагогических и специфических для лыжного спорта знаний, педагогических навыков и организационно-методических умений.

Тренер по лыжному спорту должен не только проводить учебно-тренировочные занятия, но и осуществлять политико-воспитательную работу, а также повышать свою квалификацию по теории, методике и практике лыжного спорта и свой идейно-политический и общий культурный уровень.

Тренер должен уметь определять спортивную форму и общее состояние спортсмена не только по данным врачебного контроля, но и руководствуясь наружными признаками: состоянием мышц, цветом лица, самочувствием и настроением. Совершенствуя технику своих учеников, Тренер должен уметь видеть выполняемые движения и замечать ошибки, особенно главные, мешающие правильному освоению спортивной техники. Найти ошибку и объяснить, почему и как она мешает, — значит обеспечить успех совершенствования техники. Наиболее характерные ошибки надо кратко разобрать со всей группой, не допуская при этом насмешек и едких шуток в адрес ошибающихся. Нежелательные переживания, вовремя подмеченные опытным преподавателем, при правильном реагировании на них могут быть полностью ликвидированы. В нужный момент следует поднять бодрость учеников, «разжечь спортивную злость», а если надо — снизить излишний пыл.

Тренер не должен суетиться, горячиться, злиться и нервничать, какие бы ни создались неполадки, так как это только ухудшает положение и отрицательно влияет на настроение лыжников. Большое значение имеет своевременное подбадривание учеников. Если лыжник, усердно изучая упражнение, не овладел еще правильной формой его выполнения и просит преподавателя оценить, как он выполняет движение, не следует смущать его, резко указывая на его ошибки. Наоборот, надо указать, что упражнение выполняется в основном удовлетворительно, но надо еще доработать такие-то положения или движения, указать правильный путь изучения этого упражнения. Резкая отрицательная оценка нередко убивает у лыжника инициативу и желание активно изучать спортивную технику. Вместе с тем не следует излишне хвалить и поощрять занимающихся по всякому поводу и без цели; надо знать, где, кого, как и в каком случае следует похвалить. Тренер должен постоянно приучать своих учеников к аккуратности, следить за их осанкой и выправкой, чтобы они всегда имели подтянутый вид. Большое значение имеет культура языка тренера. Веселое, жизнерадостное настроение преподавателя всегда оживляет занятие и делает его более интересным.

Список используемой литературы:

http://www.drmed.ru/s.

http://medbookaide.ru/books/

http://www.fizkult-ura.ru/

http://www.sports.ru/

Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с

Национальный государственный университет физической культуры спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта.

Кафедра психологии.

Психоспортограмма.

Выполнила: студент 201 группы

тренерского факультета

Новоселова Анастасия.


для выполнения заданий по данному разделу необходимо изучить правила соревнований по лыжным гонкам, а также использовать полученные на занятиях теоретические сведения.

Цель: Изучить правила соревнований по лыжным гонкам.

Тема 3.1. Документы, регламентирующие проведение соревнований

Задание 1. Разработать положение о лыжном празднике.

1. Цель:__________________________________________________________

2. Задачи: ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Место проведения _______________________________________________

4. Дата праздника __________________________________________________

5. Руководство проведением праздника (необходимо указать какая организация осуществляет общее руководство, организацию, проведение праздника)________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Участвующие организации и участники праздника ___________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Заявки и допуск к участию в празднике (необходимо указать за сколько дней подать предварительную заявку, куда отправить, адрес)____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Обеспечение безопасности участников и зрителей____________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Страхование и допуск участников_________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Разработать сценарий лыжного праздника.

Название праздника _______________________________________________

Место проведения __________________________________________________

Дата проведения праздника __________________________________________

Время открытия праздника ___________________________________________

Время начала соревнований __________________________________________

Время церемонии награждения победителей, закрытие праздника__________

Составил студент:_________________


Тема 3.2. Выбор и подготовка лыжной трассы

Задание 1. Нарисовать схему разметки стартового городка по заданию преподавателя (индивидуальный старт через 30 сек., массовый старт, эстафета, спринт).

Составил студент:_________________


Тема 3.3. Организация и проведение соревнований по лыжным гонкам

Для выполнения данного задания необходимо провести жеребьевку студентов в учебной группе.

Задание 1. Составить протокол старта соревнований по лыжным гонкам по заданию преподавателя (индивидуальный страт через 30 сек., массовый старт, эстафета, спринт).

СТАРТОВЫЙ ЛИСТ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ЛЫЖНЫМ ГОНКАМ

_____________________________________________________________________

(наименование соревнований)

Место проведения Дата

Начало соревнований ______ час. ________ мин.

Стартовый номер участника Фамилия, имя Год рождения Спортивная квалификация Территория, ФСО Время страта Отметка о выходе со старта
1.
2.
3.

Составил студент:_________________

Оценка _________________________


Задание 2. Составить протокол официальных результатов соревнований по лыжным гонкам своей учебной группы.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ЛЫЖНЫМ ГОНКАМ

Место проведения Дата

Группа участников Дистанция км Стиль

Начало соревнований______час. ________мин. Характеристика трассы:

Окончание соревнований ______час. ________мин перепад высот

Темпер.воздуха в начале гонки максимальный подъем

Темпер.воздуха в конце гонки сумма перепадов высот

Стартовали:__________ Не закончили дистанцию _________

Закончили дистанцию _____________ Не стартовали _______________

Составил студент:_________________

Оценка _________________________


Задание 3. Составить перечень нарушений правил соревнований по лыжным гонкам.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составил студент:_________________

Оценка _________________________

1. Антонова, О.Н. Лыжная подготовка: Методика преподавания: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О.Н. Антонова, В.С. Кузнецов. – М.: ACEDEMA, 1999. –208с.

2. Браун, Н. Подготовка лыж. Полное руководство / Н. Браун. Пер. с англ. А. Немцов. – Мурманск: 2004. – 168 с.

3. Бутин, И.М. Лыжный спорт: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / И.М. Бутин. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 192 с.

4. Лыжный спорт: учебник для институтов физической культуры / под ред. М.А. Аграновского. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 368 с.

5. Манжосов, В.Н Лыжный спорт: учебное пособие для вузов / В.Н. Манжосов, И.Г. Огольцов, Г.А. Смирнов. – М.: Высшая школа, 1979. – 151 с.

6. Манжосов, В.Н. Тренировка лыжников-гонщиков: очерки теории и методики / В.Н Манжосов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 96 с.

7. Правила соревнований по лыжным гонкам. – Минск.: Полиграфический центр МВД, 2008. – 100 с.

8. Раменская, Т.И. Юный лыжник: учебно-популярная книга о многолетней тренировке лыжников-гонщиков / Т.И. Раменская – М.: СпортАкадемПресс, 2004. – 204 с.

9. www.fis-ski.com.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. . . . . . . 3

РАЗДЕЛ I. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

В БЕССНЕЖНОЕ ВРЕМЯ ГОДА

Тема 1.1. Классификация упражнений лыжников-гонщиков. . . 4

Тема 1.2. Методика обучения технике передвижения на лыжах. . 9

РАЗДЕЛ II. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ

КАЧЕСТВ ЛЫЖНИКА-ГОНЩИКА

Тема 2.1. Средства и методы развития силы. . . . . 19

Тема 2.2. Средства и методы развития быстроты. . . . 20

Тема 2.3. Средства и методы развития выносливости. . . . 21

Тема 2.4. Средства и методы развития координационных способностей. 22

РАЗДЕЛ III. Правила соревнований по лыжным гонкам

Тема 3.1. Документы, регламентирующие проведение соревнований. 25

Тема 3.2. Выбор и подготовка лыжной трассы. . . . . 28

Тема 3.3. Организация и проведение соревнований по лыжным гонкам. 29

Правила соревнований утверждены международной ассоциацией лыжных гонок. Организаторы турниров имеют право определять подходящие дисциплины и вносить другие поправки, которые не противоречат основным правилам.

Требования к трассе

Трасса для лыжных гонок представляет собой специально определенный участок местности, который подготовлен соответствующим образом, имеет ширину три или более метра, что обеспечивает проезд спецтехники для трамбовки снега и прокладки лыжни.

Как гласят официальные правила, лыжные гонки проводятся на трассах, которые для этого вида спорта должны размещаться таким образом, чтобы была объективная возможность оценок технической, тактической и скоростной подготовки лыжников.

Коэффициент сложности проведения соревнований должен выбираться в зависимости от уровня соревнований, возрастной категории и мастерства участников.

На трассе предусмотрены повороты, спуски, подъемы, участки проходящие через лес, а также прочие особенности, позволяющие избежать монотонности. Все естественные препятствия должны гармонировать на трассе и не сбивать общий ритм гонки.

Зоны спуска обустраиваются так, чтобы лыжники могли производить обгоны, а спортсмены с разными показателями скорости проходить участки, не создавая друг другу помех.

Стартовая позиция

В рассматриваемом виде спорта применяется несколько видов стартов:

  • Персональный (через 30-ти секундный интервал);
  • Групповой;
  • Общий.

Порядок оповещения о начале старта заключается в следующем:

  1. Судья на старте за 10 секунд дает команду «Внимание»;
  2. Через 5 секунд он начинает обратный отсчет;
  3. По его окончанию следует команда «Старт» или «Марш»;
  4. В случае электронного отсчета времени, синхронно со стартовой командой звучит сигнал;
  5. Часы, отсчитывающие стартовые секунды, должны размещаться в хорошей для спортсменов видимости.

Располагаться лыжник на стартовой позиции должен таким образом:

  • Ступни лыжника находятся перед стартовой линией, сам участник остается неподвижным до команды «Марш»;
  • Палки установлены статично перед линией старта.

В случае фальстарта и отсчете времени вручную, проштрафившийся лыжник возвращается на место, отсчет начинается заново, временем старта считаются данные, указанные в протоколе.

Фиксация стартового времени электронными средствами позволяет спортсмену стартовать в пределах трех секунд до и после сигнала. Более раннее движение считается, как ложный старт. Лыжник возвращается на исходную позицию, пересекает линию, расположенную за электронными воротами и повторяет попытку. Если происходит поздний старт через три секунды после сигнала, время фиксируется протокольным способом. Участник, затянувший собственный старт, не вправе состыковываться по времени с другими спортсменами.

Если мнение жюри таково, что на нарушение старта повлияли неподконтрольные силы, может пойти в зачет фактическое стартовое время.

Общий старт представляет собой позицию, первым которую покидает спортсмен с самым высоким рейтингом. Остальные участники стартуют по убыванию рейтинговых позиций.

Особенности финиша

Передняя часть ступни лыжника, пересекшая финишную черту, определяет время прохождения дистанции.

Электронная система отсчета фиксирует финиш при прерывании контакта электронного хронометра. Фотоэлемент должен размещаться на 250 мм выше уровня снежного покрова.

На большинстве соревнований по лыжным гонкам используется фотофиниш. Он представляет собой пару видеокамер, одна из которых находится на краю финишной черты, вторая размещена под определенным углом спереди от участника. Иногда применяется дополнительная камера, служащая для фиксации номеров финиширующих спортсменов. Такой подход помогает избежать недоразумений в случае практически одновременного окончания гонки несколькими спортсменами.

Если несколько лыжников проходят финиш с фотофиксацией синхронно, время определяется в той последовательности, в которой ступни передней ноги участников преодолевают вертикаль финишной черты, ширина которой не должна быть более 100 мм.

Прохождение дистанции

Правилами лыжных гонок оговорено, что при преодолении дистанции лыжнику запрещено использование других приспособлений для перемещения, кроме лыж и палок.

Спортсмен обязан придерживаться намеченной трассы, проходить через все контрольные точки. Лыжнику запрещено сокращать дистанцию гонки путем срезок. Нельзя заходить в середину поворотной дуги, если таковая разметка имеется на поворотах трассы.

Если предусмотрено маркирование лыж, весь путь должен преодолеваться на инвентаре под одной маркировкой (менять лыжи запрещено).

Воспрещено сопровождать спереди, сзади или сбоку спортсмена при прохождении им трассы.

Лыжник, допустивший нарушение правил при прохождении дистанции, снимается конкретно с этой трассы. Недопустимо получение спортсменом какой-либо помощи, не предусмотренной действующими правилами.

Основные правила соревнований по лыжным гонкам утверждаются Международной федерацией лыжных гонок. Организаторы отдельных соревнований вправе определять дисциплины, представленные на соревнованиях, сроки их проведения и другие нюансы которые не противоречат основным правилам.

Трасса - специально подготовленный участок местности шириной не менее 3 метров для проезда специальных машин для уплотнения снега и нарезки лыжни.

Дистанция - расстояние на трассах, обусловленное Правилами соревнований.

  • · Трассы для лыжных гонок должны располагаться так, чтобы они давали возможность наилучшим образом оценить техническую, тактическую и физическую подготовленность спортсменов.
  • · Уровень сложности должен соответствовать уровню соревнования, возрасту и квалификации участников.
  • · Трасса должна быть проложена так, чтобы избежать монотонности, иметь холмистую поверхность, участки подъема и спуска.
  • · Там, где это возможно, трасса должна проходить через лес.
  • · Ритм гонки не должен перебиваться большим количеством резких изменений направления или крутых подъемов.
  • · Участки спуска должны располагаться так, чтобы спортсмены могли обгонять друг друга. Необходимо, чтобы лыжники, имеющие разную скорость, могли одновременно проходить по трассе, не мешая друг другу.
  • · Девушки и юноши младшего возраста до 14 до 5/7.5 км
  • · Девушки и юноши среднего возраста 15 - 16 до 10/15 км
  • · Девушки и юноши старшего возраста 17 - 18 до 15/30 км
  • · Юниорки и юниоры 19 -20 до 30/50 км
  • · Молодежь 21 - 23 Без ограничений
  • · Женщины и мужчины основного возраста 24 и старше Без ограничений

Старт

  • · В соревнованиях используются следующие виды стартов: раздельные, общие, групповые и старты для гонки преследования - персьюта. В раздельных стартах обычно используются интервалы в 30 с.
  • · Стартер дает предупреждение: «Внимание» («Attention») за 10 с до старта. За 5 с до старта он начинает обратный отсчет: «5=4=3=2=1» («five, four, three, two, one»), за которым следует стартовый сигнал «Марш» («Los», или «Allez», или «Go»). Если используются электронные средства отсчета времени, одновременно со стартовой командой звучит электронный сигнал. Стартовые часы должны быть расположены таким образом, чтобы спортсмен мог их четко видеть.
  • · Спортсмен должен расположить ступни до стартовой линии и оставаться неподвижным до получения стартовой команды. Палки должны стоять неподвижно перед стартовой линией и / или перед стартовыми воротами.
  • · Если время фиксируется вручную, спортсмен, который стартовал преждевременно, должен быть возвращен назад, чтобы еще раз стартовать со стартовой линии. В этом случае его стартовым временем считается время, указанное в стартовом протоколе.
  • · Если время фиксируется с помощью электронных средств, спортсмен может стартовать в любое время в течение 3 с до стартового сигнала и 3 с после него. Если он стартует раньше, чем за 3 с до старта, это считается фальстартом. В этом случае спортсмен возвращается назад, после чего он должен пересечь продолжение стартовой линии, располагающейся вне электронных стартовых ворот. Если спортсмен стартует позже, чем через 3 с после стартового сигнала, засчитывается время из стартового протокола.
  • · Спортсмен, затянувший свой старт, не должен пересекаться по времени с другими спортсменами.
  • · Если жюри посчитает, что задержка старта вызвана форс=мажорными обстоятельствами, может пойти в зачет фактическое стартовое время при использовании как ручного, так и электронного отсчета времени.
  • · В соревнованиях с общего старта позиции участников определяются их положением в текущем рейтинге
  • · Общий старт должен осуществляться по системе гандикапа. Это означает, что спортсмен с наибольшим рейтингом занимает самую выгодную стартовую позицию. Следующие стартовые позиции поочередно занимают спортсмены в порядке ухудшения их рейтинга.

Финиш

  • · При использовании ручного отсчета времени финишное время фиксируется в момент, когда нога спортсмена, которая находится впереди, пересекает финишную линию.
  • · При использовании системы электронного отсчета времени время фиксируется, когда прерывается контакт электронного хронометра (при пересечении его любой частью тела, лыжи или палки). Луч фотоствора должен располагаться на высоте 25 см над поверхностью снега.
  • · На соревнованиях следует использовать фотофиниш - две видеокамеры: одна камера на конце финишной линии, другая должна быть расположена под углом 85° к финишной линии, спереди от спортсмена (возможно, на штанге). Рекомендуется также дополнительно использовать третью видеокамеру для съемки стартовых номеров сзади. Камера фотофиниша должна быть установлена с выравниванием по переднему краю финишной линии.
  • · Если несколько спортсменов одновременно проходят фотофиниш, их распределение осуществляется согласно последовательности, в которой ступни впередистоящих
  • · ног сп
  • · ортсменов пересекают вертикальную плоскость финишной линии. Ширина финишной линии не должна превышать 10 см.

Длина дистанции

На официальных соревнованиях длина дистанции колеблется от 800 м до 50 км. При этом одна дистанция может состоять из нескольких кругов (для зрелищности).

Формат и правила Олимпийских стартов.

В 12 олимпийских стартах принимают участие 310 мужчин и женщин. Максимальная квота для страны - 20 участников. При этом в ее составе не может быть больше 12 мужчин или женщин. В каждой индивидуальной гонке могут участвовать не более 4 представителей одной страны. В эстафетах каждая страна может быть представлена одной командой.

Гонки проводятся в один день. В спринте, личном и командном, финальные забеги предваряются квалификацией.

my-sport-style.ru - Мой спортивный стиль