Игровые упражнения в футболе с атакой ворот. Игровые упражнения и их использование в подготовке футболистов

Основная задача защитника в футболе - помешать игрокам команды-соперника забить гол в ваши ворота, но хороший защитник выполняет гораздо больший объем работы. Доносите важные сведения до партнеров на поле, прессингуйте соперников и заставляйте их ошибаться, чтобы отвести угрозу от своих ворот и начать контратаку, оказывайте поддержку и страхуйте своих товарищей, чтобы они могли создавать голевые моменты. Хороший футбольный защитник должен обладать необходимыми техническими навыками, психологической устойчивостью и хорошей физической подготовкой.

Шаги

Технические навыки

    Примите правильное положение тела при защите. Игроку обороны необходимо иметь низкий центр тяжести. Согните ноги в коленях и напрягите мышцы туловища, а руки держите по бокам. Отталкивайте руки игроков соперника, когда они будут приближаться к вам.

    • Перемещайте вес на носки и держите ноги на ширине плеч, чтобы обеспечить равновесие и заблокировать больше пространства. Следите за тем, чтобы вам не пробросили мяч между ног.
    • Смотрите на мяч, а не на игрока соперников. Когда вы без мяча, окиньте взглядом поле, чтобы знать расположение всех игроков и “прочитать” возможные комбинации другой команды.
  1. Сдерживайте соперника с обеих сторон. Когда вы пытаетесь отобрать мяч, стойте ровно и не двигайтесь из стороны в сторону. Если сместиться вбок, то соперник сможет обойти вас с другой стороны или отдать пас.

    • Позовите на помощь партнеров, если вам не удается сдержать игрока, который может обойти вас. Старайтесь задержать его как можно дольше, пока не прибудет подмога.
  2. Используйте ошибки соперников. Плохой прием мяча и другие неудачные действия создают возможности для защитника. Если вам предстоит "опекать" высококлассного игрока, то старайтесь замечать даже малейшие оплошности. Оказывайте давление на соперника, чтобы заставить его совершить ошибку.

    • Следите за всеми нюансами и будьте готовы действовать молниеносно в случае ошибки вашего соперника. Иногда есть лишь секунда, чтобы переломить ход игры.
  3. Изучайте соперников. У многих игроков есть свои коронные приемы и особенности, по которым можно предугадать, что они собираются нанести удар или совершить прорыв к воротам. Важно изучать соперников и смотреть предыдущие матчи, чтобы предвосхищать их действия.

    • Защитнику важно предвидеть дальнейшие действия и направление движения оппонента, чтобы занять правильную позицию и заблокировать развитие атаки.
    • Также при просмотре предшествующих матчей обращайте внимание на защитные действия, которые ставят в тупик атакующих игроков соперника. Расширьте свой арсенал такими приемами.
  4. Эффективно общайтесь с партнерами. Защитник имеет возможность видеть все поле и замечать расположение всех игроков. Сообщайте партнерам о приближающихся соперниках и свободных зонах.

    Выполняйте подкат лишь в том случае, если сможете отобрать мяч. Подкаты - один из наиболее опасных аспектов футбола, который сопряжен с травмами и нарушениями правил. Используйте этот действенный прием лишь в случае полной уверенности в своей способности отобрать мяч у соперника.

    • Лучший момент для подката - секундная ошибка атакующего игрока вроде ошибочного касания мяча или потери равновесия.
  5. Безопасно выбивайте мяч головой. Игра головой - важный элемент защитной стратегии, который позволяет разрядить обстановку. Используйте правильную технику удара головой, чтобы избежать сотрясения мозга и других травм.

    • Следите за мячом, пока он находится в воздухе, и соотнесите лоб с той частью мяча, по которой вы хотите нанести удар. Если бить по верхней части мяча, то он полетит вниз, а если по нижней, то удар будет направлен вверх.
    • Многие начинающие игроки непроизвольно закрывают глаза в момент приближения мяча, потому что боятся испытать боль в момент удара. Ваши глаза всегда должны быть открытыми. Регулярно тренируйте удары головой, чтобы избавиться от страха.

    Физическая готовность

    1. Планируйте тренировки с учетом позиции на поле. Разные роли требуют разной подготовки для соответствия предъявляемым требованиям. Центральным защитникам важно сосредоточиться на силе и устойчивости. Крайним защитникам важна скорость и подвижность для нейтрализации фланговых нападающих.

    2. Сочетайте забеги на длинные дистанции и спринты. Бег на длинные дистанции повышает выносливость сердечно-сосудистой системы и помогает выдержать 90 минут интенсивной игры. Кроме того, важно обладать взрывной скоростью на короткой дистанции, чтобы поспевать за быстрыми нападающими и полузащитниками.

      • Интервальный бег позволяет имитировать игровые ситуации. Например, бегайте трусцой 10 минут, затем ускорьтесь на 2 минуты, после чего перейдите на обычный шаг на 3 минуты. Такие действия можно чередовать в течение часовой тренировки.
    3. Укрепляйте мышцы туловища, чтобы улучшить равновесие. Мышцы туловища - это не только кубики пресса как у ваших любимых футболистов. Мощный торс улучшит устойчивость и не позволит оппоненту оттереть вас корпусом от мяча.

      • Планки должны стать неотъемлемой частью режима тренировок. Сначала пытайтесь удержать планку от 30 секунд до минуты. Постепенно прибавляйте время, чтобы дойти до 5 минут.
      • Выполняйте другие упражнения для отдельных мышц брюшного пресса. Общая нагрузка на мышцы должна быть равномерной. Занятия йогой и пилатесом также укрепляют торс, повышают устойчивость и гибкость.
    4. Выполняйте плиометрические тренировки, чтобы развивать силу и мощь. Так, плиометрические упражнения укрепляют быстросокращающиеся мышечные волокна, которые придают взрывную мощь при резких ускорениях в погоне за быстрым оппонентом.

      • Взрывные отжимания - хорошее плиометрическое упражнение для защитников. Примите обычное положение для отжиманий и опустите грудную клетку к полу. С силой оттолкнитесь от поверхности, чтобы ваши ладони оторвались от пола, затем плавно опуститесь и согните руки в локтях, чтобы смягчить приземление. Выполняйте 4 подхода по 5–10 повторений с перерывом 2 минуты между подходами.
  • Антонова С.Г. Редакторская подготовка изданий. 2002г (Документ)
  • Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов (Документ)
  • Козловский В.А., Кобзев В.В. Производственный и операционный менеджмент (Документ)
  • Ответы на экзамен - Организация производства и менеджмент (Шпаргалка)
  • Козловский В.А., Маркина Т.В., Макаров В.М. Производственный и операционный менеджмент. Учебник (Документ)
  • Драбович К.Н., Макаров В.А., Чесноков С.С. (ред) Подготовка к вступительным экзаменам в МГУ. Физика (Документ)
  • Фролов К.В. (гл. ред.) Машиностроение. Том III-1. Технологическая подготовка производства. Проектирование и обеспечение деятельности предприятия (Документ)
  • Ильин В.И., Козловский В.В. (ред.) Потребление как коммуникация - 2009 (Документ)
  • n1.doc

    Бёла Гёлтл

    ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФУТБОЛИСТОВ

    Тактико-технические требования к игре нападающих футболистов.

    Со времени чемпионата мира в Мехико мы внимательно следим за изменениями в международном футболе и видим, что системы игры постоянно видоизменяются. В зависимости от счета матча, от игры противника в течение матча меняется построение игроков для решения новых задач. Тактика это или система игры? Или и то, и другое? Эти два понятия, ранее очень отдаленные одно от другого,- стали заметно ближе. Мы все больше говорим отдельно о задачах нападающих и отдельно о задачах защитников, но еще чаще о единстве защиты и нападения. Обе задачи нужно решать всей команде, а не 3-4 игрокам. Вместе с тем все большую роль начинают играть и запасные игроки.

    На основе анализа отечественной и зарубежной литературы по футболу и просмотра игр лучших сборных и клубных команд мира можно сделать вывод, что сегодня наиболее популярны системы игры 4-3-3 и 4-4-2. По обеим схемам играют гибко, подвижно. Это и естественно, ибо иначе счет любого матча был бы 0: 0.

    Чтобы подготовить футболистов или их смену к завтрашнему дню, прежде всего нужно проанализировать проблемы, которые актуальны уже сегодня или будут важны в ближайшем будущем. Что нужно знать игроку, чтобы его действия на поле соответствовали тактико-техническим требованиям атакующей игры?

    Естественно, что характер нападения во многом определяется положением игроков противника. Нападение можно вести против двоякого рода защиты: неорганизованной и организованной.

    О неорганизованной защите говорят в том случае, если защитники не сумеют принять соответствующую исходную позицию в тот момент, когда нападающий противника приблизится на расстояние удара. Защиту называют неорганизованной, если переход от нападения к защите медленнее, чем ведение нападения со стороны противника, если в начале перехода от защиты к атаке потерян мяч или если допущена какая-то тактическая ошибка и ее не сумели исправить.

    Защиту называют организованной, если она встречает атаку противника на своей половине поля в исходной позиции, соответствующей данной системе игры и тактике защиты. При этом защитники реагируют на действия нападающих, растянувшись вглубь, и подстраховывают, защищают те места, откуда соперник наилучшим образом может осуществить удар по воротам.

    Рассмотрим прежде всего важнейшие тактические варианты нападения, когда мячом овладевают на собственной половине поля.

    Самое целесообразное -быстрый переход от защиты к нападению, застающий защиту противника врасплох. Для этого нападающим игрокам в первую очередь и нужно искать возможности контратаки против неорганизованной зашиты.

    Быстрый старт атаки в футболе.

    Быстрота атаки сегодня является наиболее распространенным методом ведения игры. Однако быстро нападать можно лишь в том случае, если мяч кратчайшим путем и за наименьшее время попадет к находящимся наиболее близко к воротам противника нападающим.

    По имеющимся данным, противнику достаточно примерно 10 сек., чтобы перестроить свои ряды для защиты. За это время нападающим надо оказаться на расстоянии удара (минимум 20- 30 м) от ворот. Провести атаку за такой короткий срок -задача не из легких! В течение нескольких секунд на высоком технико-тактическом уровне надо показать свое превосходство. Однако пока даже лучшие команды не пользуются постоянно этим методом, так как он требует от всех игроков высокоорганизованных совместных действий.

    Всегда надо искать возможности для осуществления быстрой игры нападающих, находящихся и на самой дальней позиции. Быстрота действий чаще всего застает противника столь неожиданно, что нападающие оказываются в численном большинстве в худшем случае количество нападающих и защитников становится одинаковым.

    Интересно проанализировать, на какой части поля складывается численное преимущество нападающих. Чаще всего оно образуется в середине поля или на его левом фланге. Это может происходить, если не вернулись на свое место полузащитники или нападающие либо присоединившиеся к атаке защитники или полузащитники.

    Статистические данные говорят о том, что равновесие нападения и защиты на второй половине поля нарушается чаще, чем на первой (в пользу нападения).

    Футбол. Окончание нападения на «второй волне».

    Результативность при ударах по воротам из разных позиций в футболе.

    Если нападающим не удалось «реализовать» быстрый старт атаки, но они сохранили мяч, то последний передается наиболее свободному и быстро передвигающемуся игроку. После этого обычно завершают атаку или передачами мяча или ударом по воротам в результате быстрой комбинированной игры. Поскольку эти атаки наиболее характерны для игры, то именно в них нужно искать возможность для нанесения удара по воротам.

    Каковы же позиции, которые нужно «найти», чтобы завершить атаку? На основе анализа 40 лучших матчей национального чемпионата 1973/74 года мы получили данные, которые говорят о различной результативности при ударах по воротам из разных позиций. Эти данные представлены на схеме 1 (26/11-из 26 ударов 11 голов; Г. 11/- - 11 ударов головой, но ни одного гола и т. д.).

    Нас в первую очередь интересуют такие положения, при которых создаются наилучшие условия для взятия ворот. Однако нельзя оставлять без внимания и зоны, считающиеся сегодня менее выгодными, так как при соответствующей подготовке игроков можно повысить уровень завершения атак и с этих мест.

    Итак, нам известны наиболее опасные места для взятия ворот. Но как же туда попадает мяч?

    По одному исследованию, анализировавшему «рождение» более тысячи голов, наиболее частые возможности для забивания гола открываются при игре с лицевой линии (со штрафной площади) и в результате отскока мяча.

    Отскочивший (отлетевший) мяч, собственно говоря,- случайная возможность. Но не случайно, что большей части подобных мячей предшествует или игра в штрафной площади, или опережающая передача. Не случайно и сознательное использование подобных ситуаций - ведь достаточно лишь упомянуть имя Герда Мюллера.

    Итак, цель ясна! Прежде всего нужно овладеть мячом близ центральной и боковой линий штрафной площади и обыграть находящегося поблизости игрока. Таким образом, в комбинированной игре наиболее благоприятная возможность для завершения атаки открывается в том случае, если она ведется по направлению к центральной линии штрафной площади.

    В этом случае нападение нужно вести по флангам, так как здесь легче всего прорвать организованную защиту противника. Линия защиты противника, если удалось передать мяч за нее, уже не сможет использовать положение «вне игры». В дальнейшем даже при некоторой потере времени надо искать возможность нападения через центр. Если это не удалось на одном фланге, то нужно искать возможность обыграть защиту с другой стороны. Более удачное продолжение атаки в равной мере предполагает как непосредственное ведение мяча, так и активную игру без мяча. Есть смысл вести атаку при численном превосходстве защиты противника только на линии флангов. Как правило, здесь легче осуществить игру двух против двух, не говоря о том. что чаще всего соотношение игроков складывается как 2:1.

    Дальние удары (передачи) в футболе. Изменение ритма игры в футболе.

    Обеспечение свободных коридоров для других игроков.

    Дальние удары (передачи).

    Такое окончание атаки возможно в том случае, когда нападающие «прижали» защитников к штрафной площади, а игроки, обладающие сильным и точным ударом, свободно находятся в 30-20 м от ворот противника. Защита может быть прижата к собственным воротам в результате:


    • быстрого прорыва противника;

    • слаженной игры отдельных нападающих и всей команды;

    • поисков возможности игры на центральной линии штрафной площади;

    • помощи игроку, ведущему мяч, отвлекающими действиями.
    Обеспечение свободных коридоров для других игроков

    Обеспечение свободной зоны для игрока, подключающегося к атаке из защиты, тоже играет значительную роль в современной тактике нападения. Цель такова, чтобы маневрами игрока или игроков без мяча, особенно вблизи ворот соперника, создать благоприятные условия игроку с мячом, находящемуся в выгодном положении для передачи или удара по воротам.

    Изменение ритма

    Самостоятельным наступательным средством может быть и изменение ритма движения нападающих. В этом случае наступающая команда на своей территории игрой в сторону боковой линии приводит в движение защиту противника, стараясь «вытащить» ее на свою половину поля. Одновременно перемещениями вглубь и по диагонали на пустые участки нападающие «разрывают» защиту противника, затем быстрым, меняющимся ритмов игры используют ее ошибки. Изменение ритма может начинаться со своей территории, когда команда многочисленными передачами ведет мяч к цели. Может, однако, это происходить и при любой из упомянутых выше комбинаций нападения. Изменением ритма является и тот случай, когда быстрым стартом не смогли окончить атаку и заканчивают ее после более медленной совместной игры, например длинной передачей.

    Контратака в футболе.

    Собственно говоря, контратака - это средство защиты, начало процесса защиты. Однако, с точки зрения тактики нападения, вырисовывается очень интересная картина. Возьмем один из примеров контратаки, когда нападение начато со своей территории, а противник поначалу прервал его. Совместные действия многих игроков контратаки в этом случае чаще всего завершаются успешно. Команда вновь приобретает мяч или в худшем случае задерживает нападение противника. Дьердь Мадьяр в 48 венгерских и международных матчах следил за методами отбора мяча. По его наблюдениям, команды, которые обычно отбирали мяч у противника на стороне наступающего, имели преимущество в конкретных игровых эпизодах и систематически побеждали или заканчивали игры вничью. Следовательно, контратака может быть таким средством нападения, успех которого надо искать в правильном выполнении тактико-технических и силовых требований, разумеется всей командой.

    Выше мы рассмотрели те формы нападения, которые нужно знать и уметь применять на практике любой современной команде. Это варианты нападения, которые не зависят от систем игры. В то же время в рамках отдельных систем некоторые команды и даже отдельные футболисты могут иметь свою особую индивидуальную тактику нападения.

    Контратака в футболе. Осуществление нападения - задача всей команды, а не дело одного-двух игроков. И эту задачу команда может успешно решить в том случае, если ее действия будут соответствовать высокому уровню требований современной тактики игры. Возросшие тактические задачи привели к более разнообразной деятельности футболистов как с мячом, так и без мяча. Произошли количественные и качественные изменения и в технике игры. Схемы, отображающие передвижения современного игрока, показывают, насколько велик так называемый радиус его действия. Если мы сравним исследования о работоспособности защитников и нападающих, проведенные 10 лет назад, с сегодняшними, то увидим, что защитники современной формации, принимающие систематическое участие в нападении, двигаются больше, чем нападающие. Сегодня чаще выполняются удары с 30 м и дальше. А футболисты, играющие на большей площади и выполняющие значительный объем работы, чаще владеют мячом.

    Технический репертуар современного нападающего или защитника намного шире, чем 15-20 лет назад. Это подтверждается играми лучших команд мира. Красочна, многообразна деятельность нападающих. Интересно, следовательно, обратить внимание на их подготовку. Ибо за высокоорганизованной игрой этих команд стоит плановая серьезная многолетняя творческая работа.

    Подготовка современных нападающих на высоком уровне требует целенаправленного технико-тактического обучения. Тренеры подыскивают для своих команд характерные упражнения, которые могут быть своеобразно использованы в общей и специальной тактике нападения. Такие упражнения систематически выполняются целый год или даже несколько лет. Следовательно, совершенствовать тактику и технику нужно, основываясь на много раз выполняемых упражнениях.

    Контратака в футболе. Необходимо выделить два важных момента при подборе упражнений для активных защитников. Провозглашенное в 1960 г. золотое правило о «численном превосходстве в нападении и защите» ныне устарело. Во время матча в численном большинстве играет только защита. Почти ничтожно количество случаев, когда нападающие находятся в численном превосходстве. Если так бывает в матче, то к этому нужно готовиться и на тренировках! Поэтому одна из наиболее важных задач заключается в выполнении большей части тактических и технических упражнений с численным превосходством (или равным количеством) игроков противника, т. е. с подключением одного «мешающего» игрока. Если говорить конкретно, то надо выполнять тактические упражнения в соотношении 1 X 2, 2 X 3, 3 X 4 и т. д. или технические упражнения 1 X 1; 2 X 2 и т. д.
    Второй важный момент - это то, что с потерей мяча не заканчивается упражнение для нападающих. Важно найти в кратчайший срок наиболее подходящую в данном случае защиту. Нужно либо нападать, либо отойти назад. Поэтому современные технические упражнения не могут оканчиваться только приемом мяча. За этим в игре всегда следует какой-нибудь другой технический элемент, о чем нужно обязательно помнить и на тренировках!

    Индивидуальные упражнения для нападающих в футболе.

    Здесь мы разберем несколько современных упражнений для нападающих. Основное правило индивидуальных упражнений: игрок, у которого отобрали мяч (исключение вратарь), меняется ролью с другим игроком.

    Упражнение 1 для нападающих в футболе. От центральной линии одновременно отправляются два игрока, один ведет мяч, а другой (без мяча) преследует и мешает ему (он стартует с низкого старта). На середине разделительной линии находится еще один защитник, которого следует обвести до удара по воротам. Упражнение проводится в виде соревнования.

    Упражнение 2 (схема 2) для нападающих в футболе. К мячу, брошенному с 16,5-метровой линии игроком 1, с разделительной линии одновременно устремляются два игрока. Задача такова: не изменяя темпа движения, после приема мяча ударить по воротам. Затем надо развернуться и получить мяч от игрока 2 (его может получить другой игрок). После удара бегут дальше и играют головой по мячу, брошенному дугообразно навстречу игроком 3. Игроки 2 и 3 пытаются вocпpeпятcтвoвaть ведению мяча и удару по воротам. Естественно, что траекторию мяча можно менять, так же как и стартовое положение.

    Упражнение 3 для нападающих. Ведение мяча с целью обмануть вратаря, который за границей штрафной площади может перехватывать мяч. После удачного маневра - удар по воротам, которые защищает полевой игрок без помощи рук.


    Важнейшим критерием современных правил ведения игры является построение в глубину, которым можно обеспечить быстрый переход от защиты к нападению. В наши дни в случае приобретения мяча активно участвуют в нападении лишь 2-3 человека. Следовательно, нужно сказать несколько слов о тех, кто играет рядом и сзади нападающих, а также о связи отдельных игроков команды. Действия игроков, стоящих рядом и сзади, должны быть согласованными. А это означает, что все игроки должны уметь в одинаковой мере выполнять тактико-технические упражнения. Так, например, надо уметь отдавать пас в «недодачу» независимо от того, переходит ли игрок от защиты к нападению или находится постоянно среди выдвинутых вперед нападающих. Кроме того, надо практиковать нападение с изменением мест ведения мяча, быстрый старт и т. д.
    Тем игрокам, которые большей частью выдвинуты вперед, непременно нужно уметь:


    • вести нападение на обеих флангах;

    • производить смену мест на любой части поля либо вести

    • простое обыгрывание;

    • бороться против численного превосходства противника.

    Групповые упражнения по тактике нападения в футболе.

    Ниже приводятся некоторые упражнения по тактике нападения, которые способствуют обучению игроков, находящихся рядом или друг за другом. При этом нужно следить за тем, чтобы три или более игроков не были на одной линии, чтобы всегда соблюдалась глубина при ведении наступления. Групповые упражнения по тактике нападения в футболе.

    Упражнение 1. Игроки (2x2) ведут борьбу друг против друга. Одна пара находится в центральном круге, вторая - в области штрафной площади. Вратарь бросает мяч в центральный круг, а тот, кто его там сумеет принять, ведет нападение (второй в это время мешает) и пробует после сыгрывания с находящимся в районе штрафной площади партнером ударить по воротам.

    После удара по воротам пары сейчас же возвращаются обратно на свои места, и упражнение повторяется. После двух-трех ударов пары меняются местами.

    Упражнение 2 по тактике нападения в футболе. Внутри штрафной площади находится один свободный защитник. На углах четырехугольника, образованного центральной и боковой линиями поля, по диагонали находятся две пары игроков. После свистка пара, которая овладеет мячом, становится нападающей и должна забить гол, преодолев трех защитников. Если мяч выигрывает свободный защитник, он должен откатить его на свободную территорию, чтобы две пары могли вновь бороться за мяч. После гола упражнение повторяется. Его можно выполнять с различных мест и позиций (но всегда с одинаковым количеством игроков, стоящих друг против друга на одинаковом расстоянии).

    Упражнение 3 (схема. 3) по тактике нападения. Два игрока и один подающий (А), двигаясь с центра поля, метров с 35, ведут нападение против трех защитников. Гол нужно забить, ведя нападение со сменой мест и в соответствующем темпе. При этом нападающие должны как бы исключить из игры одного защитника, не давая ему возможности действовать. Если не удалось забить гол, упражнение заканчивается обратной подачей мяча по земле.


    Упражнение 4 (схема 4). Игра головой или удар по воротам с правого фланга поля (соотношение игроков 3x3). Хотелось бы выделить такие моменты тактики нападения, которые открывают очень удачные возможности для взятия ворот.

    Дальние удары в футболе. Стандартные положения. Упражнения.

    В игре часто выполняются дальние и угловые удары, требующие при их подготовке также определенных правил. В этом случае нужно учитывать следующее:

    1. Противник ставит в ряд («стенку») минимально 4 игроков, следовательно нападающая сторона имеет в своем распоряжении дополнительно 3 свободных игроков. Они располагаются в тех местах, где могут выполнить намечаемые комбинации. Однако надо помнить, что успех зависит не только от непосредственных исполнителей!

    2. Игроки команды, не участвующие непосредственно в выполнении комбинации, ложными маневрами отвлекают внимание противника. Комбинация будет удачной лишь в том случае, если противник, сбитый с толку, не догадается об истинной цели и направлении главного удара.

    3. Главными исполнителями должны быть игроки с хорошо поставленным сильным ударом и искусно владеющие мячом.

    4. Команда должна готовить 2-3 варианта атаки со свободных ударов.

    5. Отдельные варианты сами по себе должны открывать возможность для перехода ко 2-му или 3-му варианту, чтобы в случае, если кто-то допустит ошибку (или вмешательство противника окажется успешным), можно было результативно завершить атаку.

    6. Нужно выбирать простейшее решение, чтобы возможность ошибки при его осуществлении была минимальной.

    7. Одному или двум игрокам из тех, кто хорошо пасует, нужно расположиться таким образом, чтобы вратарь не видел мяча, не мог проследить за началом атаки. Эти игроки в дальнейшем должны идти на добивание мяча.

    А теперь рассмотрим один-два варианта решения задач против защиты с центра или против рядов защиты, стоящих «стеной» на связывающих линиях.

    Упражнение 1. Построение, согласно схеме 5, так, чтобы игрок, хорошо владеющий крученым ударом, стоял на противоположной стороне (№ 8). Бегущий по диагонали игрок сейчас движется налево. Нужно сделать вид, будто передача ведется к нему, а затем пасовать на движущегося в быстром темпе футболиста (с-а - путь мяча). Этот игрок бьет мяч крученым или прямым ударом в угол за «стенкой».

    Упражнение 2. Построение такое же, как на схеме 5, но два исполняющих (№ 8 и 9) должны стать ближе друг к другу. Как видно, вратарь не стоит посредине. Игрок 9 ложно изображает передачу бегущему по диагонали футболисту, но вместо этого подбрасывает с земли мяч для игрока 8. Последний, получив мяч (до прикосновения его к земле), бьет серединой подъема так, чтобы мяч коснулся земли за линией ворот. Вратарь не может защитить ворота даже от среднего по силе удара, если мяч идет в угол позади «стенки» на расстоянии примерно 1 м от штанги, на любой высоте (III- путь мяча).

    Упражнение 3. Построение, согласно схеме 6. Ложные перебежки направо к левому краю «стенки». Получив мяч, направленный дугообразно в противоположную сторону, игрок может выполнить удар по воротам ногой или головой либо передать мяч партнеру. Если не удается ударить по воротам, то один из бегущих игроков может пробить по мячу прямо или дугообразно.


    Угловые удары в футболе. Тактика. Упражнения. Схемы угловых ударов.

    При выполнении углового удара нужно учитывать следующие основные положения:

    1. Самое важное требование - ограничить площадь свободных перемещений вратаря. С этой целью один-два игрока, максимально соблюдая правила, должны «вертеться» перед вратарем. На это противник будет реагировать, что вызовет также нервозность вратаря и, конечно, ограничит свободу его действий.

    2. Хорошо играющие головой футболисты должны быть готовы к ожидаемому удару и ведению наступления на ближний и дальний углы ворот.

    Стоит практиковать упражнения, которые начинаются непосредственно у углового флага:

    Упражнение 1 (схема 7). При соотношении 2X1 или 2x2 игроки, при необходимости перемещаясь, стараются ввести мяч в штрафную площадь. Отсюда складываются следующие возможности для окончания комбинации:


    • обыграть игрока противника и верхом перебросить мяч неприкрытому партнеру для завершающего удара головой;

    • обыграть противника и откинуть мяч под удар ногой или головой партнеру, набегающему сзади;

    • выполнить пласированную передачу для дальнейшего удара в ворота.
    Важно, чтобы при угловом ударе мяч вернулся обратно на центральную линию.


    Упражнение 2 (схема 8). Из сектора для углового удара мяч подается игроку, выбегающему из площади ворот в определенное место (на схеме заштриховано). Получив мяч, игрок отдает его одному из набегающих игроков, находящемуся в наиболее выгодном положении.


    Упражнение 3. Если соперник сосредотачивается в районе 11-метровой отметки перед воротами, игрок, владеющий точной и дальней подачей, перебрасывает мяч примерно на расстояние 25 м от ворот. После принятия мяча можно беспрепятственно ударить по воротам.

    Эти тактические упражнения не вызывают трудностей. Их можно проводить в конце любой тренировки или в другое удобное время, так как нагрузка здесь весьма незначительна. После того как элементы тактики будут освоены, целесообразно организовать тренировочные соревнования.

    Тактико-технические требования к игре защитников в футболе.

    Требования к игре в защите с постоянным страхующим игроком.

    Первое орудие защиты - контратака. Уже в первые секунды после потери мяча нужно сделать все возможное для его возвращения. К контратаке следует прибегать и тогда, когда команда противника находится в численном большинстве или когда силы равны. Как орудие защиты контратаку надо использовать и при неблагоприятном для. команды результате. В какой бы форме ни проводилась контратака, она будет успешной лишь в том случае, если действует вся команда вместе, в едином темпе. В этот момент каждый игрок по мере возможности приближается к центральному защитнику, ищет находящегося ближе всего к нему противника и жесткой опекой ограничивает его игру.

    Если контратакующие действия не принесли сразу успеха, то контратака может быть при возвращении обратно на свою половину поля легко трансформирована в организованную защиту.

    В ходе игры, особенно в начальный период защиты, образуются три линии «фронта» с их качественными и количественными различиями.

    Третья линия - непосредственно защита. Ее задача прежде всего заключается в обеспечении постоянной опеки нападающих. Занятые в третьей линии футболисты «разбирают» нападающих так, чтобы оставались еще и свободные защитники. Следовательно, на этом этапе надо создать численное превосходство.

    Вторая линия - середина поля. Здесь как минимум должно находиться три игрока. Задачи действующих на этой части поля игроков как в нападении, так и в защите могут быть различными. Для защитных действий характерен метод зонной защиты: расположившись в засаде, «охотиться» за мячом. Если один из нападающих, не владеющий мячом, маневрирует в опасной для ворот зоне, то от зонной защиты нужно перейти к персональной опеке. Надо преградить путь противнику, ведущему мяч, подстраховать друг друга и т. д. Эту задачу при ширине поля 65-70 м два игрока не могут решить так, чтобы противник непосредственно перед защитой не оказался в численном большинстве. Именно поэтому растет число защитников «на середине поля - полузащитников.

    Первая линия располагается перед двумя предшествующими. Ее задача при численном преимуществе следить за тем, чтобы противник не изменил его. Если же нет численного преимущества, надо стремиться к тому, чтобы как можно скорее получить его, возвратившись обратно на защищаемую часть поля.

    Следовательно, современная защита начинается с контратаки и заканчивается отбором мяча. В промежутках между контратакой и отбором мяча защита так приспосабливается к противнику, чтобы он не сумел сбить ее с выполнения основной тактической задачи. Методы защиты (территориальная, или зонная, персональная опека, смешанная защита) избираются в зависимости от условий и возможностей, предоставляемых правилами игры.

    В настоящее время и в недалеком будущем все большую роль будет играть расширение диапазона действий в защите. В первую очередь становятся разнообразнее действия без мяча. Наблюдения показывают, что защитники, которые активнее в нападении, бегают обычно больше, чем находящиеся на своем месте нападающие. Игра таких защитников нередко изобилует ускорениями свыше 40 м.

    Становятся более современными и орудия защиты. Раньше при защите активным или пассивным методом чаша весов перевешивала в сторону последнего, т. е. противник часто отдавал мяч без борьбы. Сейчас при пассивном ведении к противнику попадает лишь каждый третий мяч. При активном ведении много раз происходит предварительный отбор мяча, при котором ведущую роль играют крайние защитники. За этим следует игра головой, а затем отбор мяча путем подката.

    Интересно складывается и территориальное разделение при отборе мяча. Чаще всего этот технический элемент используется на территории защиты между половиной поля и линией штрафной площади. Наиболее активно его применяет защита (58,6%), затем полузащита (49,8%) и только 9,8% приходится на нападение (данные Д. Мадьяра). Думается, что эти данные надо принимать во внимание в одинаковой мере при обучении как юных, так и взрослых футболистов.

    Итак, в современной команде защита организует свои ряды уже во время контратаки, добивается численного превосходства в защитной тройке (смешанная защита). Мастеров игры противника выключают из атаки с помощью персональной опеки. Исходя из этого основополагающее тактическое требование заключается в том, чтобы команда сумела правильно избрать и в ходе игры изменять в зависимости от данного момента, от положения игры или от образования какой-либо ситуации методы защиты. Если команда умеет менять метод защиты, то меняется и характер игры противника! При этом сначала выключается из игры опасный нападающий (или нападающие), и тогда противник уже не может вести привычную игру.

    Если команда стремится к сохранению достигнутого результата, то до появления противника с мячом нужно обеспечить преимущество в тройке защиты. Активно вступать в борьбу надо только в ситуации, когда противник может ударить по воротам или играть головой. Особая бдительность необходима, когда противник образует численное превосходство в линии нападения.

    Если же команда желает изменить результат, то нужно вести отбор мяча по всему полю. Нужно атаковать! Каждый должен агрессивно защищаться и не давать играть противнику.

    Обработка данных по отбору мяча показывает, что расширение диапазона действий наиболее характерно для первых и последних 15 мин. игры, когда еще нет перевеса или остается последняя возможность изменить результат. То же показывает и хронологическая статистика голов или ударов по воротам.

    Две цели-сохранение счета или его изменение-в основном определяют современную защитную игру. Которую из них избрать - это, очевидно, совместно решают руководство команды и игроки. Но каждый защитник обязан знать свои задачи и средства достижения любых целей, так же, как и уметь реализовать их в матче.

    Каковы же требования к игре с постоянным страхующим игроком? Сюда относятся:

    А) смена среди игроков, несущих персональную опеку;

    Б) обмен между страхующими и персонально играющими игроками;

    В) обмен между полузащитником и игроком, выполняющим функцию персональной опеки;

    Г) обмен между отходящим назад нападающим и полузащитником или между персонально играющими игроками;

    Д) построение в глубину, взаимная подстраховка в защите;

    Е) подстраховка места возможного удара по воротам.

    Итак, главное - это обмен во всех линиях защиты и построение в глубину.

    Непостоянный страхующий игрок может быть одним из двух центральных защитников, который в это время свободен, или из числа крайних защитников, находящихся на противоположной от нападения стороне. В этом случае несколько изменяются совместные тактические требования:

    А) необходима взаимная страховка находящихся рядом игроков, подмена, особенно в случае перехода в полузащиту;

    Б) если подстраховывают крайние защитники, то свободную территорию надо «пополнить» из ряда полузащитников, следовательно должен быть обмен среди крайних защитников и полузащитников;

    В) проводится обмен в рядах полузащитников;

    Г) устанавливаются тесные связи между полузащитниками и нападающими.

    Важнейшее требование индивидуальной тактики защиты - маневрирование. Оно осуществляется при позициях 1х1 и 2x2 так, чтобы, не забывая о единстве защиты, игроки в целом выполняли требования игры и, даже больше того, чтобы они могли реагировать на неожиданные опасные продвижения противника. Хорошее маневрирование может обеспечить приобретение мяча, прежде чем он попадет к противнику. Можно также помешать противнику во время передачи и таким образом завладеть мячом любым дозволенным при этом способом.

    При отборе мяча все большую роль играет отбор с маневрированием. При этом появляется благоприятная возможность в первую очередь для предварительного отбора мяча. При хорошем расположении (маневрировании) все реже сталкиваются с глазу на глаз защитники и нападающие. Не случайно, что основной отбор мяча происходит гораздо реже, чем другие его виды.

    В основном отборе мяча нуждаются в первую очередь полузащитники и страхующие игроки. Следовательно, полезно практиковать те упражнения, которые открывают возможность для усвоения предварительного отбора мяча (приобретение мяча игрой головой, ведение его и подкат).

    Для эффективной игры необходим банк большого количества технических и тактических элементов двигательных действий с мячом и без него, элементов, организованных в группы структур в виде специальных технико-тактических упражнений. Эти упражнения выполняют тройную роль -- объединяют технические элементы в логическую схему владения телом и мячом, позволяют разграничить тактические структуры реализации двигательных действий, являются основным тренирующим средством,

    В состав каждого упражнения входят факторы, которые усиливают или уменьшают эффект воздействия упражнений на организм футболистов. Это интенсивность выполнения упражнений, их длительность, режим чередования упражнений с отдыхом, количество повторений. Чтобы добиться наибольшего эффекта в достижении тренированности, необходимо, как уже отмечалось раньше, найти оптимальные соотношения указанных факторов для решения каждой конкретной задачи с целью улучшения процесса управления функциональной активностью систем организма, которые создают и наиболее благоприятные условия для организации, технико-тактической структуры игры.

    Поскольку игровые упражнения для футболистов являются основным тренирующим средством, мы разделили их на группы с учетом " задач действия", которые составляют структуру игры. На наш взгляд, предлагаемый принцип разделения игровых упражнений по "задачам действия" дает возможность тренеру творчески подходить к их выбору и даже конструировать новые упражнения, более четко варьировать основными фрагментами игровой деятельности, создавать полное представление у футболистов в процессе установки на игру об их деятельности на поле, составлять алгоритмы тренировочной программы технико-тактической направленности.

    Предлагаемый в качестве примера набор задач действия представляет основные, узловые элементы структуры игры:

    1. Групповые и индивидуальные позиционные, диагональные перестройки при оборонительных действиях.

    Условия задачи: игра в четверо ворот (двое ворот больших и двое малых), п х п игроков. Пространство между воротами разделено центральной линией поля. Команды располагаются по дийгонали больших ворот. Ввод мяча осуществляется только на половине поля соперника после предложения одного из "своих" футболистов. Команде, владеющей мячом, разрешается завершать атакующие действия после перехода в "чужую" зону всех партнеров. Отбор мяча разрешается при условии перехода обороняющей команды в зону владения мячом.

    2. Коалиционные перемещения при создании глубины оборонительных действий.

    Условия задачи: игра в двое ворот п х п футболистов. После завершения атаки или ее срыва команда отходит на "свою" половину поля и перекрывает заранее известные зоны игрового пространства.

    3. Коллективные действия при отборе мяча:

    а) прессинг;

    б) встречный отбор;

    в) искусственное создание положения "вне игры";

    г) комбинированные действия.

    Условия задачи:

    а) комбинированные действия при п п игроков в двое ворот.

    При срыве атаки команды 1 три игрока мешают развитию атаки команды 11, остальные игроки возвращаются на свою половину поля. При переходе соперника (команда 11) в "чужую" зону поля вернувшиеся игроки вступают в борьбу за отбор мяча

    б) игра в двое ворот п х п игроков. После срыва атаки команда, потерявшая мяч, располагается на половине поля соперника и атакует не менее чем двумя игроками футболиста, владеющего мячом. Одновременно с этим закрываются ближайшие соперники.

    4. Создание численного преимущества на участке поля при потере мяча.

    Условия задачи:

    а) то же, что и в задаче 3, но с выходом защитников в зону, позволяющую оставить за "спиной" игроков передней линии соперника, с целью создания искусственного положения вне игры,

    б) игра в "квадрате" п х п на одной половине поля с коллективным отбором мяча по сигналу.

    5. Целевое использование " свободного" игрока при оборонительных действиях.

    Условия задачи: игра п х п футболистов в одни ворота (каждый против каждого) со "свободным" игроком. Начало атаки от тренера:

    а) подстраховка игроков при отборе мяча, создание численного преимущества

    б) организация контратаки через "свободного" игрока с выводом мяча за центральную линию.

    6. Индивидуальные и коллективные перемещения с целью занятия выгодных позиций для выполнения игровых действий на опережение при отборе мяча.

    Условия задачи: игра п х п на одной половине поля (каждый против каждого) в двое больших ворот и одни малые. Опережение соперника при отборе мяча различными техническими приемами.

    7. Переход к обороне после срыва атакующих действий в зависимости от наличия игрового пространства или его отсутствия.

    Условия задачи:

    а) игра защиты против нападения п х п игроков в одни ворота на 1/2 поля. Мяч вводится в игру вратарем по сигналу тренера. Команда, отбирающая мяч, закрывает ближайших соперников и не менее чем двумя футболистами пытается отобрать мяч. После отбора организует атакующие действия с использованием фланговых продолжений, ударов по воротам со средних и дальних дистанций, стенок, нацеленных передач и т.д.;

    б) игра п х п с тремя зонами. После срыва атаки двое-трое футболистов передней линии вступают в борьбу за мяч, мешая развитию контратаки. Остальные футболисты быстро возвращаются на свою половину поля, перекрывая зоны развития контратаки;

    в) использование "встречного отбора" на своей половине поля; г) комбинирование вариантов "а" и "б"

    8. Маневр с целью выигрыша времени для занятия выгодных позиций при переходе от оборонительных действий к атакующим.

    Условия задачи: игра п х п в двое ворот с тремя зонами. Маневры после отбора мяча с занятием свободных зон за счет подключения в двойках, тройках и четверках через центральную зону. После завершения или срыва атаки -- взаимозаменяемость.

    9. "Предложения" в атакующих действиях при отсутствии оперативного пространства.

    Условия задачи: игра в двое ворот п х п футболистов. После отбора мяча, как в задачах 2 и 3, коллективный маневр с использованием ширины поля, созданием численного преимущества на отдельных участках, фланговыми нацеленными передачами, игрой в опережение, ударами со средних, и дальних позиций.

    10. Групповые и индивидуальные перемещения в атакующих действиях при наличии оперативного пространства.

    Условия задачи: игра в двое ворот 3 х 3 + 3 х х 3 +3 х 3 с тремя зонами. Мяч вводится в первую зону, затем во вторую. При переводе игры в третью зону три футболиста из первой зоны переходят в третью. После завершения или срыва атаки производится взаимозаменяемость игроков. При выполнении. подключений игроков из глубины возможно использование "преследования" их обороняющимися футболистами первой зоны.

    11. Целевые перемещения для создания численного преимущества в зонах атакующих действий.

    Условия задачи: игра в двое ворот со средней зоной, 3x2, 2x2, 2x3 игроков. Перевод мяча из первой зоны во вторую с созданием численного преимущества в средней зоне за счет подключения одного из игроков первой зоны. При переводе мяча в третью зону подключаются два игрока средней зоны. При завершении или срыве атаки производится взаимозаменяемость в "парах".

    12. Коллективный контроль мяча в сочетании с согласованным маневром футболистов.

    Условия задачи: игра в "квадрате" п х п игроков в одно касание (5 х 5, 6 х 6) с двумя нейтральными и выполнением определенных задач.

    1) Нейтральный с нейтральным не играет.

    2) Исключена "обратная" передача. „

    3) Мяч не стоит на месте.

    4) После передачи мяча "предложение" (в адрес) игрока в направлении передачи.

    13. Целенаправленное расширение зон действия с задачей взаимозаменяемости в коллективных атакующих или оборонительных действиях.

    Условия задачи: игра в двое ворот п х п + п х п игроков с подключением по флангу одного из футболистов обороны с обязательным соблюдением ширины поля, фланговым продолжением, созданием численного преимущества на фланге, нацеленной передачей и игрой в опережение при завершении атаки. "

    14. Коллективные перемещения с целью поиска кратчайших атакующих продолжений в сочетании с длинными и средними передачами мяча.

    Условия задачи: возможно использование условия задачи 13, но с добавлением средней зоны (в которой игра не разрешается) и с применением длинных";и средних передач через эту зону и с фланговым продолжением, ударами со средних и дальних дистанций.

    15. Динамическое занятие выгодных позиций с последующим "опережением" соперника при завершении атакующих действий после "нацеленных" передач:

    а) с фланга;

    б) через центр;

    в) по диагонали;

    г) через."стенку".

    Условия задачи: игра в двое ворот п х п игроков с атакующими действиями и передачей мяча через центр, после "стенки", фланговыми продолжениями и игрой в опережение.

    16. Коллективный скоростной маневр с целью занятия выгодных позиций для атаки через центр.

    Условия задачи: игра в двое ворот п х п игроков. При подготовке атаки -- скоростной отход в глубину своей обороны с одновременным быстрым перемещением группы игроков из глубины обороны на переднюю, атакующую, линию соперника с целью завершения атаки. Второй вариант этого упражнения применяется и в том случае, если соперник создает искусственное положение вне игры (задача 20).

    17. Скоростное перемещение группы атакующих игроков с последующим созданием нескольких адресов (в том числе и отвлекающих) с последующей игрой в стенку ("обратную стенку", "двойную стенку", выход игрока на свободное место, освобождение после коллективного маневра и т.д.).

    Условия задачи: упражнение выполняется без сопротивления п игроками. Держание мяча на половине поля в одно-два касания с соблюдением ширины пространства, взятием противоположных ворот по сигналу, обязательным использованием при завершении атаки игры в "стенку", "обратную стенку", выход на свободное место и т.д., в том числе и после отвлекающих маневров.

    18. Маневр группы атакуюйщх игроков, использующих отвлекающие действия на флангах с целью подготовки и реализации ударов со средних и дальних дистанций.

    Условия задачи: игра п х п в одни ворота с двумя нейтральными, находящимися в глубине обороны атакующей команды. Мяч вводится от тренера после коллективного скоростного маневра с соблюдением ширины атаки. Нейтральные подключаются для создания численного преимущества при завершении атаки.*

    19. Навесные передачи из различных точек в штрафную площадку и одновременный маневр группы футболистов с целью завершить удары по воротам головой или создать условия для завершения атаки другими атакующими футболистами.

    Упражнение выполняется без сопротивления в двойках, тройках, четверках, с движением от одних к другим, сменой при передачах. После навесной фланговой передачи остальные игроки по всей ширине штрафной площадки завершают атаку ударом по воротам.

    Это упражнение можно выполнять с сопротивлением п х п игроков.

    20. Коллективный " скоростной выход" группы атакующих игроков в направлении своих ворот при попытке соперника создать искусственное положение вне игры с одновременным "предложением" в свободное пространство одного или нескольких игроков из глубины обороны с целью завершения атаки.

    Условия задачи: игра n х n в одни ворота в центре поля. Удары в створ ворот осуществляются из-за пределов центрального круга по сигналу из любой точки.

    Разделение упражнений по предлагаемому принципу дает возможность более точно угадывать их влияние на изменение состояния систем организма. При этом должны быть известны значения остальных управляющих факторов (интенсивности, продолжительности, количества повторений упражнений, режима чередования их с отдыхом).

    Одной из основных задач спортивной тренировки является управление приспособительными реакциями систем организма, которые определяют специальную работоспособность. Поэтому создание оптимального функционального состояния организма, соответствующего высокому уровню спортивных результатов, достигается за счет выполнения специально организованных движений -- физических упражнений. Разнообразие применяемых упражнений не может быть беспредельным, так как в процессе занятия необходимо обеспечить наличие положительно взаимодействующих связей, определяющих образование основных двигательных навыков. Кроме того, если организм будет регулярно подвергаться влиянию многообразных и равных по силе воздействия программ (например, развития скорости, выносливости, силы, координации, тактических действий и пр.) произойдет равномерное приспособление к ним. Это приспособление может не обеспечить наивысших уровней адаптации ни к одному из тренируемых качеств, несмотря на то, что комплексная тренировка приводит к наиболее разносторонней адаптации организма. Если же сила воздействия одной из программ увеличиться, то организм будет стремиться приспособиться к ее величине за счет "исключения" или "подавления" других программ. В этом случае тренировка с воздействием на более одностороннюю адаптацию может обеспечить и более высокий уровень тренируемого качества.

    Процесс выполнения спортивных двигательных действий представляет весьма сложную картину взаимосвязи тренировочных воздействий и ответных реакций. Каждое упражнение вызывает определенные сдвиги, что приводит к целому ряду характерных физиологических и биохимических состояний. При выборе оптимальных методик тренирующих воздействий важно учитывать особенности реакций организма на одноразовое и многократное выполнение "физических упражнений. В частности, известно, что в зависимости от того, на фоне какого состояния будет повторяться последующее упражнение или занятие в целом, зависит не только изменение работоспособности в процессе деятельности, но и ее качественные показатели, а также развитие функциональных возможностей. Причем некоторые условия повторного выполнения упражнений могут приводить не к повышению, а к снижению последних.

    Практика показывает, что при недостаточном учете перечисленных закономерностей, а также отсутствии алгоритмов выполнения как серий упражнений, так и многократного повторения занятий могут возникать причины, способные вызвать различные и часто не поддающиеся анализу реакции систем организма. Это, естественно, снижает эффективность тренировочных воздействий, а сам процесс тренировки становится малоуправляемым.

    Игра без мяча (уход от противника);

    Контроль мяча (удерживание мяча с помощью передач);

    Перевод игры длинным пасом (с целью смены флангов атаки).

    Игра без мяча

    Упражнение 1.

    Игра на двое ворот; в каждой команде 3 игрока, из них 2 в поле (2:2) и один разыгрывающий на боковой линии.

    Основная задача: уход от противника с помощью обманных движений (когда мяч передается на свободное место).

    1. удары наносятся по любым воротам после вбрасывания мяча;

    2. вратарь возвращает мяч разыгрывающему, команда которого владела мячом (била по воротам);

    3. разыгрывающий обрабатывает мяч и затем вбрасывает его в поле открывающемуся партнеру;

    4. при отборе мяч передается своему разыгрывающему (или одному из вратарей), которые продолжают игру;

    5. в поле две пары 1:1.

    Упражнение 2

    Организационная форма та же, что в упражнении 1.

    Основная задача та же, что в упражнении 1; дополнение: обучение некоторым действиям игроков средней линии.

    как в упражнении 1; дополнительно: разыгрывающий не вбрасывает мяч, а передает его ногой (верхом или низом) на свободное место на ход своему партнеру;

    разыгрывающий имеет право держать мяч и вести его до паса вдоль боковой линии, не подвергаясь атакам противника, по воротам он не бьет;

    пас до ухода партнера от противника приравнивается к потере мяча и смене ролей.

    Упражнение 3.

    Организационная форма та же, что в упражнении 1; кроме того: оба разыгрывающих играют друг против друга на боковой линии, мешая приему мяча.

    Основная задача: та же, что в упражнениях 1 и 2. Игра без мяча также и для разыгрывающих.

    разыгрывающий команды, владеющий мячом, должен сам уходить от противника при вбрасывании мяча вратарем.

    Разъяснения

    Такие игры могут проводиться как турниры нескольких команд, состоящих из трех игроков (в дальнейшем число игроков в каждой команде можно увеличивать). Вбрасывание из-за боковой линии снижает темп игры; это нужно, чтобы пары могли снова разобраться для нового ухода от противника. Атака на любые ворота облегчает игру без мяча и маневры по уходу от противника, который вынуждается к постоянной опеке. Небольшое число игроков в поле создает условия для выполнения тактических заданий и более интенсивной их отработки. В такой же игре на большем по размерам поле у вратарей под рукой должно быть как можно больше запасных мячей.

    Облегченные условия:

    В упражнении 3 разыгрывающего после приема мяча нельзя атаковать.

    После овладения мячом разыгрывающий может вбросить его.

    В упражнении 2 разыгрывающий после приема мяча должен сделать два отжимания (чтобы “успокоились” игроки).

    Для ускорения завершения атак и во избежание ненужных “проволочек” можно ввести дополнительное правило: после двух передач обязателен удар по воротам или пас разыгрывающему.

    Дополнительное правило при слишком свободной опеке: минус один гол. Например, в случае, если противнику позволяют спокойно обработать мяч.

    Необходимо обращать внимание на: преждевременный спурт, когда мяч не готов к передаче -- надо во время маневров постоянно следить за игроком с мячом; обманные движения при игре без мяча -- не бежать на место, неудобное для паса или для удара по воротам (имитировать передвижение на “неудобное” место); сыгранность с партнером при игре без мяча -- постоянно следить за его действиями и быть готовым к правильному ответному действию.

    Держание мяча

    Упражнение 4.

    Ограниченная площадка с нейтральными полями (3х3м) в четырех углах; 2 команды по 6 человек.

    Основная задача: держание мяча, подготовка атаки с использованием пространства, точные длинные передачи, обзор поля и игра без мяча, создание условий для игры “в стенку”, дриблинг для “сохранения” мяча.

    держать мяч в своей команде;

    игра от двух нейтральных полей одной стороны к противоположным нейтральным полям и обратно (= 1 гол);

    в нейтральное поле могут входить только игроки команды, владеющей мячом;

    занимать можно любое нейтральное поле.

    Упражнение 5.

    Основная задача: подготовка и осуществление верхового паса на свободное место (на выход).

    те же, что в упражнении 4; предварительные передачи разрешены только низом.

    Упражнение 6.

    Организационная форма та же, что в упражнении 4.

    Основная задача: подготовка прорыва с помощью дриблинга и перевода игры; борьба с искусственными положениями вне игры.

    те же, что в упражнении 4;

    с правилом “вне игры”.

    Разъяснения

    При слишком плотной зонной обороне дополнительное правило: 10 передач = 1 гол. При слишком поспешных передачах дополнительное правило: 15 сек. владения мячом вне нейтрального поля = 1 гол. Неопытные игроки спешат быстро отдать пас, отсюда еще одно дополнительное правило: перед тем, как отдать пас, игрок обязан продвинуться с мячом на некоторое расстояние (прием и ведение мяча), в противном случае засчитывается потеря мяча.

    Облегченные условия:

    В упражнении 6 дополнительное правило: 10 передач = 1 гол (облегчение прорыва).

    Необходимо обращать внимание на: распределение игроков по площадке, перевод игры, создание численного перевеса сменой флангов, выбор момента для верхового паса на выход, помощь партнеру в приближении к игроку, владеющему мячом, дриблинг в сторону от противника с держанием мяча, избегание единоборств, смену ритма от спокойного держания мяча до прорыва к дальнему нейтральному полю, использование для надежности пасов назад (начинающие часто этого не делают).

    Перевод игры -- смена флангов атаки

    Упражнение 7.

    Игра на двое ворот; две команды по три игрока; два нейтральных игрока на боковых линиях в поле.

    Основная задача: смена ритма с помощью удержания мяча и перевода игры для внезапной атаки, быстрое завершение атаки.

    по воротам разрешается бить только после резкой смены направления атаки и паса назад или в сторону;

    нейтральный играет только с командой, владеющей мячом;

    один нейтральный действует как разыгрывающий в районе средней линии (1+3:3); другой, например, как атакующий крайний защитник на боковой линии, начиная от лицевой. Его рывок на большое расстояние требует длинного паса. Ведение мяча и пас назад или в сторону к воротам своим трем партнерам, трое противников защищаются;

    голы забиваются прямым ударом или добиванием отскочившего мяча;

    нейтральный, играющий по схеме 1+3:3, атаковать не должен, он и не может переводить игру на сторону соперника;

    вратарь возвращает мяч разыгрывающему нейтральному, который продолжает игру на удержание мяча по схеме 1+3:3;

    отбирать мяч у противника обороняющаяся команда может только в поле. После отбора мяча пас адресуется вратарю или нейтральному разыгрывающему.

    Упражнение 8.

    Организационная форма, как в упражнении 7.

    Основная задача: сознательное завлечение обороняющихся соперников на одну из сторон площадки для высвобождения другой стороны с целью внезапной атаки.

    те же, что в упражнении 7; однако разыгрывающего нейтрального при схеме 1+3:3 можно атаковать (4:3); дополнительно: 15 сек. владения мячом -- 1 гол.;

    нейтральный может переводить игру на сторону соперника;

    после гола один нейтральный (атакующий защитник) играет за другую команду как четвертый игрок (4:3), а другой нейтральный подготавливает с лицевой линии перевод игры для атаки на другие ворота. Смена заданий у нейтральных.

    Упражнение 9.

    Организационная форма, как в упражнении 7; оба нейтральных играют на одной линии друг против друга.

    Основная задача: держание мяча при схеме 3:3, изыскивание возможностей для смены флангов, подготовка к чему идет без мяча.

    команда играет на двое ворот;

    каждая команда усиливается одним нейтральным, которые действуют друг против друга на одной боковой линии (на фланге), образуя схему 3:3+1:1;

    нейтральный команды, владеющей мячом, должен освобождаться от противника и просить пас. Завершение атаки, как в упражнении 7.

    Разъяснения

    Игровое пространство на фланге при схеме 3:3 может быть обозначено ограничительной линией. При слишком пассивной обороне действует правило 15 сек. Возможна смена заданий у нейтральных, как в упражнении 8 и 7. Если игроки перед воротами слишком медлят, вводится правило: каждый третий пас после смены фланга атаки направляется вратарю или разыгрывающему нейтральному; это означает быстрое завершение атаки перед воротами передачей мяча на ударную позицию, пасов в сторону или назад.

    Облегченные условия:

    Упражнение 9: при схеме 3:3 играет лишний нейтральный (1+3:3) с тем, чтобы легче контролировать мяч и давать пас на другой фланг.

    Компоненты трудности: размеры игрового пространства на фланге, расстояние между воротами, численное превосходство при владении мячом, игровые возможности нейтральных. У вратарей должны быть под рукой несколько мячей для сохранения темпа игры.

    Общеизвестно, что система подготовки футболистов должна строиться с использованием передового опыта команд-фаворитов. В этом плане не является исключением и тактическая сторона тренировочного процесса.

    На современном этапе развития футбола выделяют следующие основные закономерности ведения игры, которые присущи ведущим сборным командам мирового класса:

    1) Использование атакующего принципа ведения матча. В нападении, в основном, играют три форварда, активно действуя как в центре, так и на флангах.

    2) Основополагающей в действиях команд является средняя линия, игроки которой успевают действовать и в обороне, и в атаке * .

    3) В обороне, как правило, используется комбинированный метод; при этом защитники -- и крайние, и центральные -- при благоприятной ситуации подключаются в атаку, в частности, при розыгрыше “стандартных положений”.

    4) Уверенные действия вратарей, хорошо играющих и на линии ворот, и на выходах, быстро, точно и далеко вбрасывающих мяч в поле руками.

    5) В состав каждой команды входит несколько индивидуально сильных футболистов, определяющих стиль игры этих коллективов.

    В заключение отметим, что рост профессионального мастерства футбольной команды во многом определяется умением тренера использовать приведенные выше средства физической и технико-тактической подготовки в необходимых пропорциях и в нужное время, исходя из задач макро-, мезо-, микроциклов тренировки, а также индивидуальных особенностей спортсменов.

    ФУТБОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НАПАДАЮЩИХ 1-5

    Упражнение 1


    Участники: 2 полузащитника или нападающих. Инвентарь: 1 мяч, 4 переносных флага. Описание упражнения. Справа или слева возле ворот флагами размечают двое дополнительных ворот длиною
    2 м. Расстояние между воротами - 15 м. Тренер с мячами занимает место на линии ворот, справа и слева от него сидит по одному игроку. Тренер посылает мяч ниом в поле с таким расчетом, чтобы игроки могли встать и догнать мяч на границе штрафной площади. Игрок, захвативший мяч, бьет по любым воротам. За удачный удар игрок получает один балл. Победителем считается тот, кто первым наберет заранее установленное количество баллов.
    Основные задачи: 1) улучшение стартовой скорости; 2) единоборство с соперником; 3) точный удар по воротам.
    Организационные и методические указания. Так как в большинстве случаев право на удар по воротам завоевывает тот, кто обведет одного из партнеров, игроки одновременно тренируются в дриблинге. Быстрое выполнение упражнения способствует совершенствованию скоростной выносливости.

    Упражнение 2


    Участники: 1 нападающий, 1 вратарь. Инвентарь: 4-10 мячей.
    Описание упражнения. На обоих углах штрафной площади лежат 2-5 мячей. Нападающий ведет мяч вдоль линии штрафной площади до ее середины и сильно бьет по воротам правой ногой, если он идет слева, и левой, если он идет справа. После удара по воротам игрок бежит дальше вдоль линии, забирает мяч с противоположного угла штрафной площади, ведет его вдоль линии штрафной и бьет по воротам другой ногой.
    Основные задачи: 1) ведение мяча (мяч должен все время быть под контролем, отпускать его слишком далеко от ноги нельзя); 2) удар по воротам внутренней стороной подъема с полуоборота; 3) улучшение скоростной выносливости.
    Организационные и методические указания. Когда в распоряжении упражняющихся много мячей, тренер должен рассчитать, сколько мячей без перерыва должен пробить каждый нападающий. Для тренировки скоростной выносливости необходимо пробить по воротам после быстрого ведения минимум шесть мячей. После каждой серии ударов делается перерыв, который используется для сбора мячей и возвращения их на исходную позицию.
    Одновременно могут упражняться и два нападающих.

    Упражнение 3


    Участники: 1 крайний нападающий, 1-3 центральных нападающих, 1 вратарь.
    Инвентарь: 3 мяча.
    Описание упражнения. Правый крайний нападающий стоит с несколькими мячами в углу штрафной площади вблизи линии ворот. Он навешивает неподвижно лежащий мяч в центр одному из центральных нападающих. Передача с края должна быть выполнена так, чтобы мяч попал в пространство между одиннадцатиметровой отметкой и линией штрафной площади и нападающий мог с лёта пробить по воротам.
    Основные задачи: 1) точная полувысокая передача с края в различные точки штрафной площади; 2) удар по воротам с лёта.
    Организационные и методические указания. Мячи должны быть по возможности одинаковыми по весу, размерам, упругости. Вначале крайний нападающий (на рис. 270- правый) вызывает того нападающего, которому он направляет мяч. Затем нападающие сами «предлагают» себя для передачи. Выходить к мячу нужно не слишком рано, чтобы не ждать мяча. Чтобы правильно подать мяч на ход, крайние нападающие должны выдержать паузу. В этом случае исходная позиция для нападающих располагается несколько дальше от ворот

    Упражнение 4


    Участники: 2 крайних нападающих, 1 центральный нападающий, 1 вратарь.
    Инвентарь: 4-10 мячей
    Описание упражнения. Оба крайних нападающих с 2-5 мячами находятся вблизи угловых флагов. Центральный нападающий занимает исходную позицию в 25 м от ворот. Как только он «предлагает» себя для передачи, один из крайних нападающих навешивает ему мяч на ход, так, чтобы он мог с одиннадцатиметровой отметки с лёта пробить по воротам. После удара по воротам центральный нападающий бежит на исходную позицию и, не задерживаясь, снова выходит на навесную передачу. Теперь пас с краг в центр дает второй крайний нападающий.
    Основные задачи: 1) точная и своевременная передача с края в центр; 2) пласированный удар по воротам с лёта; 3) воспитание собранности (центральный нападающий должен, несмотря на большую нагрузку, точно бить по воротам).
    Организационные и методические указания. Мячи должны быть по возможности одинаковыми по весу, размеру, упругости. Чем больше мячей пасуют без перерывов центральному нападающему, тем выше требования к его собранности. Перерыв наступает после определенного числа ударов по воротам.

    Упражнение 5


    Участники: 1 центральный нападающий.
    Инвентарь: 3-5 мячей.
    Описание упражнения. Центральный нападающий (рис. 272) бежит с заранее определенной позиции к линии штрафной площади и подряд посылает в ворота несколько мячей. Несмотря на быстрое выполнение упражнения, игрок должен бить по указанным тренером углам ворот.
    Основные задачи: 1) сильные удары по мячу с поворотом; 2) совершенствование силы удара; 3) воспитание собранности.
    Организационные и методические указания. Если нет вратаря, ворота разделяются двумя скакалками на три части. Перед выполнением упражнения тренер указывает, как бить по воротам, низом или верхом.

    Как должен играть защитник

    Защитник – это один из последних «оборонительных редутов» перед воротами. Главная его задача – любой ценой обеспечить неприкосновенность собственных ворот. Поэтому основные принципы игры каждого защитника – это простота и надежность (рис. 6.8). Не стоит финтить, пытаться демонстрировать эффектные приемы и т. п. – все это может привести к неприятностям у своих ворот. Особенно это касается последних защитников.

    Рис. 6.8. Роберто Карлос – знаменитый защитник сборной Бразилии и мадридского «Реала»

    Игра оборонительной линии команды может строиться по принципу персональной или зонной опеки либо по смешанному принципу. В первом случае защитник получает от тренера задание персонально опекать какого-то игрока команды соперника: постоянно преследовать его, не давать принимать мяч и т. п., что предусматривает почти постоянное нахождение в непосредственной близости от своего «подопечного» (рис. 6.9).

    Рис. 6.9. Защитник жестко встречает «подопечного»

    Зонная опека подразумевает использование территориального принципа. Его сущность заключается в том, что тренер определяет зону, на территории которой должен действовать каждый защитник. Если в этой зоне находится любой игрок команды соперника, ответственный за нее защитник должен сразу брать его под свою опеку.

    Что касается смешанного принципа, то в данном случае зонная опека применяется совместно с персональной. Например, защитник отвечает за какую-то зону, но если к воротам приближается конкретный игрок из команды соперника (которого тренер «назначает» на предматчевой установке), то защитник должен переключаться на этого игрока. Отмечу, что в современном футболе большинство команд проповедует именно смешанный принцип игры в обороне.

    Одно из главных качеств любого защитника – его умение отобрать мяч у игрока соперничающей команды. Однако важно не только владеть техникой отбора, но и знать, когда и как лучше приступать к отбору мяча, иначе усилия могут быть потрачены впустую.

    Помните: защитник должен заранее предугадывать планы владеющего мячом противника и определять момент, наиболее подходящий для того, чтобы отобрать мяч. Например, иногда для этого лучше всего устремиться навстречу сопернику, а иногда целесообразнее оттеснить его к бровке, чтобы попытаться выбить мяч, нападая на него сбоку или резко развернувшись.

    Как уже отмечалось ранее, при попытке отобрать мяч нужно смотреть не на соперника, а на мяч, потому что именно он является вашей целью. Часто защитники, забывая про это правило, обращают слишком много внимания на игрока, в конечном итоге поддаваясь на его хитроумные финты и позволяя себя обыграть.

    Однако данное правило справедливо лишь при единоборствах. Если же, например, борьба за мяч протекает неподалеку от собственных ворот, защитник не должен упускать противников из виду. Самые грубые ошибки в обороне часто возникают как раз из-за того, что защитник сосредоточился исключительно на мяче и упустил из виду игрока команды соперника (который, например, воспользовался моментом и забежал ему за спину или просто отошел в сторону, где он сможет спокойно получить мяч и беспрепятственно сделать решающий рывок к воротам).

    Один из важнейших принципов игроков обороны – страховка партнеров по команде. Суть его заключается в том, чтобы успеть вовремя подстраховать партнера, если тот случайно ошибся либо вынужденно покинул свою зону. Поэтому при наступлении соперника защитники часто располагаются на поле по диагонали, то есть сбоку и сзади от своего игрока, ведущего единоборство.

    Все игроки обороны в современном футболе делятся на две основные категории: крайний защитник и центральный защитник. Как нетрудно догадаться, первые действуют в основном по краям, а вторые – преимущественно в центральной части поля. Однако не стоит воспринимать это догматично: современный футбол – игра динамичная, поэтому следует не только исправно выполнять указания тренера, но и руководствоваться текущей ситуацией на поле.

    Многие обидные голы часто возникают именно из-за того, что неопытный крайний защитник слишком буквально понимает свою задачу на матч. Например, тренер скажет ему, что он должен опекать правого нападающего противника, действующего на его фланге, – и защитник не отходит от «подопечного» ни на шаг в течение всей игры, не обращая внимания на другие события, происходящие на поле. Между тем от этого нападающего может и не исходить никакой опасности: мало ли, человек не в форме, после травмы либо тактика игры соперника предусматривает, что на него будет приходиться мало нагрузки, и т. д. В таких случаях часто имеет смысл помочь партнерам, особенно если им приходится тяжело. Но игрок об этом не думает, спокойно наблюдая за происходящим. Особо «тяжелый» случай, когда после пропущенного командой гола защитник рассуждает примерно так: мол, поскольку мяч провел не мой «подопечный», значит, это и не моя проблема. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Из книги Футбол - только ли игра? автора Симонян Никита Павлович

    Из книги Жизнь как матч автора Платини Мишель Франсуа

    Должен быть только один наркотик – спорт Никогда не устану повторять, что мне повезло с воспитанием, которое позволило мне всегда быть уравновешенным, находиться в полной физической и психологической гармонии с самим собой.Футбол – это приятный, стимулирующий

    Из книги Записки пресс-атташе. автора Константинов Владимир Сергеевич

    Режиссер должен творить на репетиции Вряд ли будет заблуждением сказать, что руководство командой со скамейки запасных в ходе матча носит весьма условный характер. Эффектное дирижирование "оркестром" у кромки поля, категоричные реплики в адрес того или иного футболиста

    Из книги Записки футболиста автора Федотов Григорий Иванович

    БУДЕШЬ ИГРАТЬ

    Из книги Как уничтожили «Торпедо». История предательства автора Тимошкин Иван

    Человек должен знать: это – можно, а это – нельзя Когда в футболе появляется новое имя, будь то игрок или тренер, у болельщиков неизбежно возникает интерес: кто он, откуда и, главное, с чем пришел в этот неповторимый мир Игры, чего от него ожидать – добра или зла,

    Из книги Юрий Сёмин. Народный тренер России автора Алешин Павел Николаевич

    «Заканчивай играть…» Многие ли задумываются о том, что карьера игрока может прекратиться буквально в каждом матче? Когда такое случается, рядом остаются только истинные друзья, остальные о тебе тут же забывают. Нечто подобное пришлось пережить и мне. В один миг все

    Из книги Бридж – моя игра автора Горен Чарльз Генри

    Из книги Футбол для начинающих с 3D-иллюстрациями автора Заваров Алексей

    Кто должен играть шлем? Что еще знают эксперты о шлемах? Они знают, с какой руки следует шлем разыгрывать и как его доставить в эту руку. Речь идет о шлемах, которые с одинаковым успехом можно играть в одной из малых пик у Юга, а у Юга, в тоже время, четыре хороших червы против

    Из книги «Рубин» – чемпион! автора Гаврилов Сергей Львович

    Как должен играть вратарь Наверняка вам доводилось слышать высказывание: «Хороший вратарь – это половина команды». Это действительно так: умелый, грамотный, опытный и уверенный в себе голкипер не только является надежным стражем ворот, но и вселяет уверенность в

    Из книги «Спартак». ЦСКА. «Зенит». «Анжи». Кто умрет первым? Страшные тайны российского футбола автора Яременко Николай Николаевич

    Как должен играть полузащитник Как известно, защитники должны действовать ближе к своим воротам, а нападающие – ближе к воротам соперника. Поэтому в ходе матча линии защиты и нападения находятся на довольно большом расстоянии друг от друга, в связи с чем возникает

    Из книги Фрагменты теории рюкзакостроения автора Геллер Владимир

    Как должен играть нападающий Название амплуа говорит само за себя: главная задача этого игрока – активное участие в атакующих действиях и забивание голов в ворота команды соперника (рис. 6.12). Нападающие практически избавлены от оборонительных функций (за исключением

    Из книги Русский бильярд. Большая иллюстрированная энциклопедия автора Жилин Леонид

    Играть так играть! В футбольных баталиях – перерыв, но, как говорится, «запрягай сани летом…» Поэтому и сейчас представляют большой интерес размышления главного тренера «Рубина» Курбан Бердыева о настоящем и будущем популярной футбольной команды, наш разговор

    Из книги Новак Джокович – герой тенниса и лицо Сербии автора Бауэрс Крис

    0:22 ГДЕ ИГРАТЬ СБОРНОЙ? Вопрос, который вроде бы не должен вызывать миллион толкований, подвопросов и пересудов. Ан нет. Брать европейскую схему мы не можем: немецкая сборная может чуть ли не каждый матч проводить то в Мюнхене, то в Дортмунде, то в Берлине. И так далее - чуть

    Из книги автора

    2. Каким должен быть экспедиционный рюкзак Теперь нам предстоит сформулировать, что же мы хотим от экспедиционного туристского рюкзака.Первое. Хорошо или плохо, если часть вещей не убирается в рюкзак, а прикрепляется к нему снаружи?Сначала о преимуществах наружной

    my-sport-style.ru - Мой спортивный стиль